Что хорошего несет с собой информация?
|
Статья от Dougald Hine - перевод Наталья Закалык - Muz4in.Net
Интернет обещал заполнить наши умы знаниями. Но что же мы узнали? То, что наши умы нуждаются в чем-то большем, чем это.
Когда я утром еду автобусе, каждый подросток и каждый взрослый сидит, уставившись в свои маленькие гаджеты с неограниченными возможностями: в экраны небольшого размера, вмещающие в себя намного больше слов, чем любой из нас когда-либо прочитал, больше музыки, чем мы когда-либо слушали, больше фотографий с раздетыми людьми, чем мы могли когда-либо увидеть. Еще несколько лет назад все это было немыслимо, это казалось нам настоящим рогом изобилия информации. Те из нас, кто уже был более-менее взрослым, когда произошел такой прорыв в технологиях, сейчас удивляется, насколько сильно изменилась жизнь молодых людей. «Как детям может быть скучно, когда у них есть Google?» Я помню, как кто-то задал мне этот вопрос.
И он опять ко мне вернулся, когда я прочитал о 23-летней британской женщине, отправленной в тюрьму за отправку угрозы об изнасиловании представительнице феминистскогодвижения через Twitter. Она объяснила свои действия тем, что она была «в стельку пьяная» и «скучала». Это отвратительный случай, но не единственный в своем роде. Интернет-троллинг, что уже начал привлекать к себе внимание ученых (на страницах таких изданий как «Журнал исследования вопросов о вежливости» и «Журнал языковой агрессии и конфликтов»), и «скука» являются самыми частыми мотивами для такого поведения.
Это касается не только тех антиобщественных личностей, которые прячутся в сети Интернет, что не позволяет им избавиться от скуки. Мы больше не можем оправдывать такие поступки отсутствием стимуляции к активным действиям, но словарный запас, описывающий скуку и монотонность, еще не забыт нами, он остается знаком большинству из нас. Это приводит к очень глубокому вопросу, который касается всей интернет-культуры и предположений, исходя их которых разрабатываются наши гаджеты с бесконечными возможностями – неужели это именно то, что мы ищем?
«Информация хочет быть свободной», - заявил Стюарт Брэнд 30 лет назад. Лишившись своего истинного контекста, эта фраза стала одним из определяющих лозунгов всей интернет-политики. Проявляя самоотверженность и преданность идеалам, сторонники развития сети стремятся освободить информацию от влияния правительств и корпораций, которые, конечно, имеют свои собственные идеи о перспективах ее сбора и контроля, который они могут себе позволить. Тем не менее, антропоморфизм, объединяющий все лозунги Брэнда, указывает на его твердое убеждение, что надо отказаться от большей части такой политики, и сосредоточиться на том, что информация сама по себе является освобождающей силой.
Это убеждение берет истоки, как я подозреваю, от той роли, которую сыграли эти технологии, став убежищем для калифорнийской контркультуры 1960-х годов. Стюарт Брэнд олицетворял собой одну линию, соединяющую два события: он позволил встретить Кена Кизи, вышедшего из тюрьмы, выпуском книги «Электро прохладительный кислотный тест» Тома Вулфа (1968) – «худой светловолосый малый с таким же сверкающим кружком на лбу и…галстук из индейских бус на голое тело да белая куртка мясника с орденами от шведского короля», - затем создал «Каталог всей Земли» («Whole Earth Catalog»), что стал Библией для представителей движения «Назад к земле», или, как Стив Джобс позднее назвал его «Google в бумажной форме».
До того как поисковые системы разработали поисковый индекс, Бренд стал соучредителем WELL (The Whole Earth 'Lectronic Link),доски объявлений запущенной из центрального офиса Whole Earth в 1985 году. Ее участники, которые смогли прорваться сквозь ограничения доступных на то время технологий, создали что-то напоминающее виртуальное сообщество. Основу этой группы составляли бывшие члены международного общины Farm, одной из немногих коммун хиппи, что пережила первые годы идеализма и хаоса. ВWELL, эти и другие любители рубашек с узором Пейсли делились своим опытом с теми людьми, которые впоследствии основали Фонд Электронных Рубежей (« Electronic Frontier Foundation») в 1990 году и «Wired Magazine» в 1993 году.
Эта линия, соединяющая контркультуру и киберкультуру не единственная, которую мы можем провести сквозь предысторию нашей сетевой эпохи, но это не обязательно является самым важным. Однако оно имеет несоразмерный вес, влияющий на формирование культуры и политики в Интернете. Когда Интернет переехал из университетских подвалов и попал в общественное сознание в 1990-х годах, были такие люди как Бренд, Кевин Келли (основатель и главный редактор«Wired») и Джон Перри Барлоу (один из основателей Electronic Frontier Foundation), которые смогли объединить опыт всех лет, проведенных в такой организации как WELL с возможностью рассказать сильные, простые истории о том, что это было и почему оно считалось важным.
«Информация заменила собой ЛСД, волшебное вещество, массовое потребление которого могло изменить весь мир»
Журналист Джон Маркофф, который в свое время был одним из первых членов WELL, в своей книге «Что сказала соня» (2005) рассказал историю о том, как контркультура превратилась в персональный компьютер. Как и любой поклонник рок-группы Jefferson Airplane могу сказать вам, что Соня сказала: «Кормите голову! Кормите голову!». Интернет нуждался в истории, которая могла бы стать интересной для тех, кто никогда не интересовался протоколами TCP/IP, и оставшиеся в живых представители контркультуры дали ему ее - великий эскапистских миф о своей эпохе, выразив его всего в трех словах: включись, настройся, выпадай. В этой новой версии фабулы, информация заменила собой ЛСД, волшебное вещество, массовое потребление которого могло изменить весь мир.
«Беда в том, что информация не подпитывает нас. Хуже того, в конце концов, она заставляет нас чувствовать скуку.»
Однажды моего друга попросили присоединиться к группе, что проводила викторины в пабе деревни, где он жил в течение более чем полувека. «Вы знаете много вещей, Алан », - сказал сосед, который пригласил его. И он был прав, Алан был наиболее начитанным человек, которого я знал. Тем не менее, он вежливо отказался, и ощущал себя смущенным в течение нескольких дней подряд. Конечно, можно получить определенное удовольствие, демонстрируя огромный запас фактов, которые смог запомнить один человек, но это в любом случае бессмысленное занятие.
Это больше, чем просто интеллектуальный снобизм. Знания имеют смысл тогда, когда мы начинаем искать и устанавливать связи, плести на их основе истории, рассказы, благодаря которым мы смогли разобраться в окружающем мире и найти в нем свое место. Есть разница между запоминанием расписания автобусов того города, который вы никогда не посетите, и использования этого графика, чтобы с его помощью исследовать город, в который вы только что приехали. Когда мы следуем за связями (позволяя нашим умениям отнести нас куда-то, несмотря на риск, что мы будет изменяться по пути), знания могут привести к пониманию истинного смысла. И если есть противоядие от скуки, то это не информация, а поиск смысла тех или иных вещей.
«Если скука стала болезнью в современных обществах, то только потому, что людям очень трудно обрести умение находить смысл.»
Однако между этими двумя понятиями существует связь. Информация, пожалуй, является самым первичным материалом в процессе, в ходе которого мы приходим к пониманию сути. Она представляет собой единообразный поток смысла и бессмыслицы, в котором мы гоняемся за фактами. Но путешествие от информации к смыслу включает в себя больше, чем простую фильтрацию основного сигнала от шумовых помех. Это алхимическая трансформация, которая всегда удивляет. Это требует мастерства, времени и усилий, практики и терпения. Независимо от того, насколько опытными мы становимся, успех не может быть гарантирован. В большинстве человеческих обществ, всегда были специалисты в данной области, но она никогда не может превратиться в монополию экспертов, поскольку это также самая первичная, серьезная человеческая деятельность, имеющая важное значение в процессе выживания человечества. Если скука стала болезнью в современных обществах, то только потому, что людям очень трудно обрести умение находить смысл.
Единственное, что можно отметить, так это то, что Интернет не совсем виноват в этом, и что рост самой скуки восходит к более ранней научно-технической революции. Это слово было придумано примерно в то же время, как и прядильная машина. Как его определили философы Пеззе и Карло Салзани в своей статье «Нежный Монстр» (2009):
«Скука не является неотъемлемым качеством человеческого существования, но, пожалуй, она имеет свою историю, которая началась около 18-го века и охватила весь западный мир, что продемонстрировал резкую эволюцию, начиная с 18-го по 21-й век».
Несмотря на все свои преимущества, сама индустриальная эра спровоцировала развитие эндемической скуки, свойственной разделению труда, отдалению производства от потребления и модернизации рабочих специальностей, необходимых для получения максимального объема продукции.
Я не говорю, что мы должны вернуться к несколько идеализированному доиндустриальному прошлому, я имею в виду, что надо обратить свое внимание на противоречия, которые до сих пор формируют наше постиндустриальное настоящее. Возможно, что физического насилия на заводах, времен 19-го века, уже нет (по крайней мере, в тех странах, где начались индустриализация), но отчужденность присущая способам организации их работы остается до сих пор.
Когда появился Интернет, казалось, что он обещал освобождение от скуки индустриального общества, что в каждом утомительном углу нашей жизни появятся психоделические фонтаны информации. Но в действительности, он оказался чем-то совершенно другим, а именно замечательным помощником в поиске значимых связей. Но если глубокие корни скуки касаются отсутствия смысла, а не нехватки стимулов, и если есть неуловимый, многослойный процесс, посредством которого информация может привести к пониманию истинного смысла, то постоянный поток информации, к которому мы привыкаем, не может дать нам такое обещание. В лучшем случае, он позволяет нам отвлечься от потенциально бесконечного откладывания дел на потом, посредством перехода от одной ссылки к другой. Но рано или поздно нас выносит вниз по течению в какой-то дальний угол Интернета, где мы удивляемся тому, на что было потрачено столько времени. Умение опираться на этот поток значительно отличается от упорного, непредсказуемого процесса, который ведет к обретению смысла.
Между прочим, последнее требует особого места для размышлений, позволяющих понять, что мы уже вобрали в себя, принимая решение подождать появления какой-нибудь закономерности. Ищите в нашей жизни закоулки, в которых мы можем выходить из сети, выделяйте дни, во время которых можно отказаться от просмотра входящей почты, занимайтесь чем-то, где не надо торопиться. Выключайте свои гаджеты, не навсегда, и не потому, что в них есть что-то плохое, но из-за признания нашей собственной ограниченности. В мире есть столько много информации, что любой из нас не смог бы ее выдержать, ведь мы не можем ловить рыбу в потоке воды, если мы сами тонем в нем. Как мог сказать нам любой, оставшийся в живых представитель контркультуры 1960-х годов, лучше с уважением обходиться с волшебным веществом, но быть осторожным, выбирая его дозировку.
Copyright Muz4in.Net ©
Социальная сеть знакомств для серьезных отношений для тех, кто уже разучился знакомится в реальном мире. Только сначала подумай, нужны ли тебе эти отношения.
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: