Что делает смерть плохой?
|
Цель этого суда — почитать искусство открытого диалога. Мы позволяем идеям, какими бы противоречивыми они ни были, защищать себя и свободно делиться своим мнением.
В последнее время у нас была возможность наблюдать за несколькими любопытными обменами мнениями. Некоторые из них включают Коммунизм против Капитализма, Религию против Атеизма и Свободную Волю против Детерминизма.
Но сегодня у нас особенный гость, точнее гостья.
Она существовала на протяжении всей человеческой истории, и задолго до этого тоже. Она вездесущая сила, и именно осознание того, что она есть, ставит под сомнение многие убеждения.
Итак, поприветствуйте на нашем судебном заседании Смерть.
Смерть пришла, чтобы защитить своё имя, поскольку она считает, что его несправедливо порочат на протяжении всей истории.
Личность противоборствующей стороны не должна вызывать удивления. Эта гостья существует с самого начала времён, и её человечество ценит больше всего. Никакое достижение или обладание не может быть для нас дороже, чем она.
Итак, поприветствуйте, пожалуйста, Жизнь на нашем судебном заседании.
Жизнь против Смерти. Трудно представить себе более существенные дебаты, чем эти.
Поскольку Смерть пришла, чтобы защитить себя, первое слово мы предоставляем ей, а затем с ответом выступит Жизнь. Смерть сможет ответить на контраргумент, после чего право говорить снова перейдёт к жизни, и так далее.
Цель суда — продуктивный диалог и открытое восприятие мнений противоположной стороны. Согласны ли участники судебного процесса с этим?
А теперь прошу простить меня, поскольку мы перейдём непосредственно к записи диалога. К счастью, у нас есть удивительный секретарь, который может записывать речь в режиме реального времени, так что спасибо вам большое за то, что вы здесь.
Итак, начнём. Смерть, пожалуйста, приведите свой первоначальный аргумент, и давайте начнём наши дебаты.
Смерть: Привет всем, меня зовут Смерть. Семейный бизнес, который я возглавляю в данный момент, существует очень давно. Буквально недавно я унаследовала его от своего отца, который решил отойти от дел по той же самой причине, что и его отец.
Проще говоря, это обескураживающая работа. Люди ненавидят нас. Почти все.
Люди проводят сложные ритуалы, чтобы держаться от нас подальше. Религии были созданы, чтобы обеспечить утешение в тот момент, когда мы приходим. Наука сейчас пытается разрушить наш бизнес навсегда.
Ну, сегодня я здесь, чтобы защитить себя и свою семью. Я здесь, чтобы объяснить вам, почему я не плохая, и попытаться заставить вас понять, почему меня не следует бояться.
Пожалуй, начнём с диаграммы, представленной ниже.
Если вдуматься, моя единственная задача — привести вас в состояние небытия. Это может показаться страшным, но я хочу напомнить вам, что вы уже знаете, что это такое. Вы пребывали в состоянии небытия почти всю вечность, и вы, казалось, не возражали против этого тогда! Так что же такого страшного в том, чтобы вернуться в него снова?
Один из ваших уважаемых авторов, Марк Твен, казалось, осознал это, сказав следующее:
“Я не боюсь смерти. Я был мёртв миллиарды и миллиарды лет до того, как родился, и не испытывал от этого ни малейшего дискомфорта”.
Во всяком случае, небытие — это состояние по умолчанию для всех вас. Ваше бытие — всего лишь мгновенная вспышка на этом смехотворно длинном отрезке времени, после чего вы снова возвращаетесь к нормальному.
Вы помните, как всё было до вашего рождения? Я нет. Именно это происходит после жизни. Небытие... как и миллиарды лет назад.
Как это может быть плохо?
Что Вы на это скажете, Жизнь?
Жизнь: Прежде всего, я хотела бы поприветствовать всех. Меня зовут Жизнь. И я рада находиться здесь. Смерть — моя хорошая знакомая; в прошлом у нас было много разговоров, однако здорово, что у нас появилась возможность выступить вдвоём публично.
Теперь я хотела бы ответить на вопрос Смерти.
Её диаграмма оправдывает смерть, показывая, насколько несущественной кажется жизнь по сравнению с миллиардами лет небытия. Она изображает жизнь в виде маленькой вспышки, которую можно счесть бессмысленной.
Тем не менее, этот взгляд упускает самый важный момент из всех: всё меняется, как только кому-то предоставляют шанс на существование.
Когда вы рождаетесь в этом мире, вам даётся жизненный опыт. Включается сознание, и ваша способность к восприятию открывается. У вас есть доступ к вашим чувствам, а также ко всем эмоциям и когнитивным возможностям, которые ранее казались немыслимыми.
Вот фундаментальная асимметрия: до существования вам нечего было терять. Но как только вы почувствуете вкус существования, вам будет что терять.
С точки зрения Смерти, её диаграмма выглядит так:
Но с точки зрения того, кто живёт, его или её диаграмма выглядит так:
Люди не заботятся о небытии, которое их ожидает; непрерывность текущей жизни — всё, что имеет значение. Смерть — это не просто возврат в бесконечную пустоту; она рассматривается как вынужденное прощание со всем, что дорого людям.
Именно лишение жизни делает смерть плохой вещью. Она отбирает все те бесконечные возможности и опыты, которые предоставляет жизнь.
Для субъекта жизнь — это не вспышка на временной шкале. Это сама временная шкала, и смерть — единственное, что может резко оборвать её.
Смерть: я понимаю Вас, Жизнь, но есть одно “но” в твоих словах, которое я хотела бы прояснить.
Вы склонны говорить о существовании как об удивительно по своей сути вещи. Вы всегда преподносите его как дар.
Но что, если оно не кажется таковым?
Я прошлась по жизни одного человека гребнем с мелкими зубьями и подсчитала все положительные и отрицательные переживания, который у него были. Результаты выглядят следующим образом:
Если в целом в жизни человека было больше негативных переживаний, можно ли считать её хорошей? Нужно ли мне забирать такую жизнь?
Жизнь: Было разумно с Вашей стороны, Смерть, проделать данной упражнение, но сейчас Вы пытаетесь применить математику к тому, что требует философии.
Математика может показать, что количество отрицательных переживаний превышает количество положительных, но философия обнаруживает, что Вы исключили из положительного столбца нечто фундаментальное.
Допустим, я принесу ведро, наполненное 50 маленькими контейнерами:
Затем я попрошу Вас сосчитать все контейнеры и найти самый большой из них.
В конце упражнения Вы насчитываете в общей сложности пятьдесят контейнеров, при этом самый большой из них Вы держите в руках:
Однако правда заключается в том, что на самом деле у Вас есть 51 контейнер, и самый большой из них — ведро, в котором находились 50 маленьких контейнеров.
Именно так выглядит ситуация, когда вы суммируете маленькие переживания в жизни, но исключаете самый большой положительный опыт: то самое ведро, в котором хранятся все переживания, доступные вам с самого начала.
Существование — большое ведро. Это то, что хранит индивидуальный опыт каждого, будь он позитивный или негативный. Жизнь стоит того, чтобы жить, просто потому, что нам была дана такая возможность.
Как только мы учтем дополнительный положительный вес, обеспечиваемый самим опытом, расчёты будут выглядеть примерно так:
Если бы мы были вынуждены мыслить в математических терминах, мы могли бы воспринимать этот радужный прямоугольник как константу, которая добавляется в тот момент, когда вы начинаете существовать. Вот почему даже новорожденный ребёнок, у которого ещё не было реальных положительных или отрицательных переживаний, будет иметь жизнь, наполненную позитивом.
Эта константа остаётся с человеком на протяжении всей его жизни. Таким образом, даже если жизнь кажется вам более негативной, нежели позитивной, помните, что константа всё равно делает её достойной.
Так что, Смерть, мой тезис по-прежнему остаётся верным. Всякий раз, когда Вы приходите и забираете жизнь, Вы лишаете человека существования, которое по сути своей является положительным, а это печально.
Смерть: Хорошо, допустим, что это правда, и одного жизненного опыта достаточно, чтобы исказить расчёты в пользу позитивности. Но есть в этой истории о “лишении” одна вещь, которая никогда не имела для меня смысла.
Когда я прихожу и забираю жизнь, я не думаю, что чего-то лишаю человека. Чтобы человек почувствовал себя лишённым жизни, он должен продолжить существовать. Но если этот человек мёртв, он просто... мёртв. Он даже не будет знать, каково это — потерять что-то, потому что он больше не существует.
Это похоже на концепцию “То, чего вы не знаете, не может ранить вас”. Если бы у вас были друзья, которые тайно презирали бы вас, но вежливо общались с вами при каждой встречи, вы чувствовали бы себя нормально, не зная об этом. Вы не страдали бы от этого. Если вы об этом не знаете, какая разница, что говорят о вас другие?
Аналогичным образом, зачем меня ненавидеть, если вы даже не сможете понять, каково это — быть мёртвым? По умолчанию, вы всё равно не сможете никогда испытать состояние небытия.
Жизнь: Любопытная точка зрения. Но мне, опять же, кажется, что Вы, Смерть, упускаете что-то важное.
Вернёмся к примеру с друзьями, которые говорят гадости за вашей спиной. Вы должны спросить себя, что бы вы почувствовали, если бы узнали об их предательстве. Вы бы наверняка расстроились, но с чего бы вам расстраиваться?
Вас расстроила бы правда о предательстве? Нет! Вы бы не стали злиться на себя за то, что узнали бы об этом, вы бы расстроились потому, что предательство само по себе — это плохо. Такие вещи, как предательство, насмешки и обман по сути своей являются дерьмовыми вещами, независимо от того, осознаёте ли вы их или нет.
Если человек не знает, что его предают, это создаёт две расходящиеся сюжетные линии: первая — когда он думает, что всё хорошо, вторая — правда, которая заключается в том, что его друзья ненавидят его.
Разрыв между этими двумя сюжетными линиями — это степень страдания, которое накладывается на бедного человека, который не знает ничего лучше. Оно кажется лишением счастья, которое возникает в результате того, что его друзья обманывают и подрывают его доверие.
Когда вы говорите, что парень не страдает потому, что не осознаёт предательства, вы фокусируетесь исключительно на его текущем состоянии. Вы не принимаете во внимание, как сильно он пострадает, если узнает правду, и как это повлияет на его представления о дружбе. Именно значительное расхождение между сюжетными линиями является истинным корнем его несчастья.
Теперь давайте возьмём этот вывод и перенесём его в область смерти или чего-то очень близкого к ней.
Представим, что был очень умный взрослый, который получил ужасную черепно-мозговую травму и превратился в “младенца”. Этот человек не испытывает никаких страданий, поскольку он пребывает в удовлетворённом состоянии. Он совершенно счастлив, пока он сыт, а его подгузник чист.
Но никто не скажет, что так ему лучше. Все будут рассматривать это как явную трагедию, несчастье эпических масштабов.
Это связано с тем, что травма мозга создала две сильно расходящиеся сюжетные линии: первая — умный человек мог бы продолжить жить своей жизнью и совершать великие дела, вторая — он теперь стал “большим ребёнком”.
Быть младенцем само по себе не есть плохо, но тот факт, что психическое состояние этого взрослого человека было сведено к тому, что характерно для младенца, безусловно, является таковым. Даже если мы видим перед собой довольного мужчину-ребёнка, реальность такова, что он был лишён всех надежд и возможностей, которые у него были как у разумного взрослого.
Мы не скорбим о том, кто сейчас перед нами. Мы скорбим о человеке, которым он был, и о человеке, которым он мог бы стать.
Это масштабируется до предельного лишения: самой смерти.
Когда человек умирает, Вы, Смерть, правы, он не осознаёт этого потому, что его уже нет. Но это не делает его уход менее трагичным.
Когда вы отправляетесь на похороны, вы оплакиваете не физический труп, который находится прямо перед вами. Вы оплакиваете потерю человека, которого вы помните, человека, который мог получить ещё столько опыта. Само тело не является объектом вашего горя; всё дело в человеке, который был лишён этого тела.
Небытие не может восприниматься как лишение субъекта, но это не меняет того факта, что оно, тем не менее, является лишением. Поскольку жизненный опыт по своей сути позитивен, отнять его — это всегда трагедия.
Смерть: Хорошо, я услышала Ваше мнение насчёт трагедии лишения, но есть ещё одна неприятная вещь.
Кто бы ни разработал эту систему — будь то биология, физика, Бог, что угодно — он создал её таким образом, что мне всегда приходится выполнять свою работу! Мне всегда приходится отправлять людей в небытие, и все это знают.
Смерть неизбежна. Она ожидаема. И это нормально.
Она случается абсолютно со всеми, и ещё никому за всю историю человечества не удалось избежать её. Так почему же моё присутствие должно восприниматься как трагедия, если я представляю собой нормальную часть существования?
Поразмыслите вот над чем. Считается ли трагедией то, что вы не можете телепортироваться? Нет, потому что это нормально, что вы не можете телепортироваться. Аналогичным образом, считается ли трагедией тот факт, что вы не можете жить вечно? Нет, потому что это нормально, что вы не можете жить вечно.
Но независимо от того, какого возраста человек — лет двадцати или девяноста — это кажется трагедией. Конечно, если я забираю человека в возрасте двадцати лет, это большая трагедия. Однако забрать человека в возрасте девяноста лет всё равно считается несчастьем.
Это то, что я изо всех сил пытаюсь понять, но не могу. Как может нечто столь ожидаемое и нормальное, как моё присутствие, быть столь презираемым и страшным?
Жизнь: Любопытный вопрос, Смерть. Вот что я скажу по этому поводу.
Как я уже упоминала ранее, как только мы рождаемся на свет, всё меняется. Включается разум, мы обретаем чувства, формируются переживания. Официально начинается существование. Но когда мы становимся старше, происходит то, что снова всё меняет. Мы осознаём свою способность переживать, и это позволяет нам ценить жизнь, которая у нас есть. Мы знакомимся с благами, которые предоставляет нам жизнь; более того, мы понятия не имеем, когда смерть придёт, чтобы забрать их.
Это даёт нам иллюзию, будто жизнь безгранична, даже если мы понимаем, что когда-нибудь она закончится. Всё, что мы знаем — это состояние жизни: взлёты, падения, ощущения и переживания. Мы не можем понять, каково это — достичь внезапного конца, поскольку небытие — это то, чего мы никогда не сможем почувствовать и объяснить.
Парадоксально, но нормальность смерти не даёт никакого утешения, потому что в неё ничто не кажется нормальным. Всё, что мы знаем — это жизнь и её содержание, поэтому мы не знаем, каково это — остаться без неё.
Происходит ли это в возрасте двадцати или девяноста лет, лишение жизни всегда будет некой формой трагедии. На самом деле, вы можете увеличить среднюю продолжительность жизни человека до 1000 лет, и если человек умрет в 900 лет, это всё равно будет восприниматься как трагедия.
Поскольку никакая продолжительность жизни не способна сделать смерть хорошей вещью, похоже, что ваш переход в небытие всегда будет трагедией.
Смерть (вздыхая): Я поняла.
Если у вас есть жизнь, неважно, насколько нормальным является мой приход. Лишение жизни всё равно будет рассматриваться как нечто дерьмовое как субъектом, так и его близкими. Наверное, так устроены все люди.
Таким образом, я хотела бы спросить... куда всё это привело меня? Я не считаю себя злом, видите ли. Я здесь только потому, что того требует система.
Мне всегда придётся выполнять эту работу, и я буду вынуждена передать эти обязанности своим детям. Возможно, наука и пытается сделать всё, чтобы избавиться от меня, но, если предположить, что этого не произойдёт в ближайшее время, что мне делать? Стоит ли мне продолжать работать, если люди ненавидят меня?
Жизнь: Ну, я не согласна с тем, что люди презирают Вас. Иногда осознание Вашего присутствия вдохновляет людей на то, чтобы извлекать максимум пользы из жизни.
Зная, что их время на этой Земле ограничено, люди ценят время, которое они проводят со своими близкими. Это также побуждает их заниматься чем-то стоящим. Если бы люди жили вечно, вполне возможно, что они утратили бы глубокую мудрость вместе со смертностью.
Мы не знаем, каково это — жить в мире без Вас, и мы не можем притворяться, что знаем. Моя работа состоит не в том, чтобы скрыть Вас ото всех, а в том, чтобы показать уроки, которые Вы можете преподать тем, кто существует сегодня.
И поверьте, у Вас есть чему поучиться.
Смерть: Я ценю эту точку зрения, правда.
Несмотря на то, что я существовала всегда, людям по-прежнему трудно признать это. Но я рада, что мы с Вами заодно. Только благодаря Вашей проницательности я могу понять, как люди воспринимают меня. И здорово, что я могу поделиться с Вами своими мыслями.
Жизнь: Конечно. Единственное, что является таким же бесспорным, как смерть — это то, что жизнь делится с другими.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по материалам сайта moretothat.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: