Cекрет долгожительства – в качественных социальных отношениях в обществе
|
Позднее взросление и поздние роды, передовая медицина и необременительная работа. Именно эти факторы способствовали в ХХ веке взрывному росту продолжительности жизни в западных странах. На примере двух Германий – ГДР и ФРГ – хорошо видно, когда в советском блоке пропустили этот тренд.
Президент Геронтологического общества РАН, профессор Владимир Анисимов в бумажной версии журнала Medix. Anti-Aging, (Киев), 2008.Vol.1.№ 1.P.9-14. приводит доказательства этих тезисов.
С 1900 года, когда ожидаемая продолжительность жизни при рождении была 49 лет, к концу XX века в развитых странах она увеличилась на 27 лет. Такое же увеличение ожидаемой продолжительности жизни произошло за предыдущие 2000 лет истории человечества. 21 из 27 лет увеличения ожидаемой продолжительности жизни в ХХ веке имели место в его первые 70 лет, и всего лишь 6-летнее её увеличение произошло за последнее тридцатилетие XX века. Все достижения биомедицинских исследований и их прикладные результаты привели к увеличению ожидаемой продолжительности жизни лишь на 15 лет. При этом изобретение вакцин и антибиотиков также пришлось на первые 70 лет ХХ века – именно тогда и был заметен «медицинский тренд» увеличения продолжительности жизни. Зато последние 30 лет века были отмечены улучшением качества жизни и социальных отношений, уменьшением продолжительности рабочего времени и снижением рождаемости, и т.п.
Данные о динамике смертности в Германии во второй половине XX века представляют особый интерес для социальной демографии и геронтологии. До 1945 года немцы, жившие в восточных и западных регионах страны, имели общее культурное и историческое прошлое, включая экономику и политическую систему. Между 1949 и 1989 годами, однако, Восточная (бывшая ГДР) и Западная Германия (бывшая ФРГ) жили в условиях различного политического и экономического строя. После объединения Германии в 1990 г. обе немецкие популяции снова интегрировались в единую политическую и экономическую систему.
После окончания Второй мировой войны смертность в Восточной Германии была выше, чем в Западной Германии. С начала 1950-х годов смертность в ней достигла довоенного уровня и даже была несколько ниже, чем в ФРГ, причём ожидаемая продолжительность жизни восточных немцев-мужчин была даже большей, чем западных немцев вплоть до середины 1970-х годов. Показатели смертности женщин были практически одинаковы для обеих частей страны с начала 1950-х до начала 1970-х годов. После этого периода тенденции смертности существенно изменились. Если в Восточной Германии показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении, как для мужчин, так и для женщин, увеличивались довольно медленно, то в Западной Германии начался быстрый рост этого показателя.
Похожие тренды – резкое снижение динамики увеличения продолжительности жизни, рост числа насильственных смертей и самоубийств, широкое распространение алкоголизма – наблюдались и в СССР образца 1970-х годов. Именно этот период, по всей видимости, стал той переломной точкой, когда советский социализм стал уступать социализму европейскому.
После крушения социалистической системы в 1989 году и объединения Германии в 1990 году показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении для Восточной Германии стали увеличиваться ускоренными темпами, причём у женщин оно было ещ1 более впечатляющим.
В работе немецкого профессора Гжонка были проанализированы изменения в смертности в старших возрастных группах (80+ лет) и возможные их причины в период с 1970 по 1996 годы в обеих частях Германии. Оказалось, что с 1990 по 1996 год в Западной Германии число мужчин в возрасте 100 и более лет увеличилось в 1,06 раза, а женщин – в 1,8 раза, тогда как в Восточной Германии соответствующие показатели увеличились в 1,52 и 2,65 раза, соответственно.
Как можно объяснить этот феномен? Имеется достаточно много свидетельств в пользу того, что условия жизни в молодом и среднем возрасте имеют существенное значение для уровня смертности в старческом периоде. Однако молодые годы нынешние столетние немцы в обеих частях страны провели в одинаковых условиях. Изменения в характере смертности в Восточной Германии проявились очень быстро после объединения. Анализ самых различных факторов, которые могли сказаться подобным образом, позволил автором сделать вывод о том, что ключевую роль сыграли быстрые изменения в системе медицинского и социального обслуживания и в экономике, тогда как фактор миграции и изменения в стиле жизни имели меньшее значение.
Отмеченный феномен убедительно демонстрирует тот факт, что существенным улучшением качества жизни (прежде всего, медицинского и социального обслуживания) можно добиться быстрого снижения смертности людей даже в самых старших возрастных группах.
Какие ещё качества внутри «социальных факторов» влияют на увеличение продолжительности жизни?
Результаты большинства исследований долгожительства у близнецов показывают, что наследуемость продолжительности жизни у человека не превышает 50%. По данным шведских геронтологов, изучавших большую группу близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, 1/3 изменчивости в общей смертности обусловлена генетическими факторами. На продолжительность жизни близнецов могут влиять специфические гены, напpимеp, опpеделяющие пpедpасположенность к ожиpению или атеpосклеpозу.
Вместе с тем, получены данные, свидетельствующие о большей наследуемости долгожительства. Так, потомки столетних имели в четыре раза большую вероятность прожить 85 лет и более, чем дети тех, кто умер до 73 лет.
Ряд недавних публикаций, касающихся связи между возрастом рождения детей и продолжительностью жизни родителей, привлёк к этой проблеме пристальное внимание. Показано, что женщины, прожившие 100 и более лет, в четыре раза чаще рожали детей после 40 лет, чем прожившие не более 73 лет. Поздняя менопауза может быть фактором, способствующим долголетию.
Среди умерших в молодом возрасте (до 20 лет) две из каждых трех женщин были бездетными, а среди проживших более 80 лет таких было менее трети. Ранние роды и большое число детей негативно сказывались на продолжительности жизни женщины. Возраст первых родов был наименьшим у умерших рано и наибольшим у проживших более 80 лет. Больше шансов дожить до 100 лет имели родившие первенца после 40 лет.
Интересно, что и мужья жили дольше, если число произведенных ими детей было не слишком велико. Продолжительность жизни дочерей больше связана с продолжительностью жизни матери, чем отца;
у сыновей эта зависимость значительно менее выражена и не определяется полом родителей.
На продолжительность жизни влияют даже такие факторы, как ночная работа.
Имеются сведения о гораздо большем количестве смертей от злокачественных новообразований у сменных рабочих со стажем не менее 10 лет по сравнению с рабочими дневных смен. В Дании в большом исследовании (около 7000 обследуемых в каждой группе) показано, что вечерняя работа достоверно увеличивает риск развития рака молочной железы у женщин в возрасте от 30 до 54 лет. Аналогичные наблюдения отмечены в Финляндии и США при обследовании стюардесс на предмет рака молочной железы. Установлено также, что риск рака возрастает с учащением ночной бессонницы, увеличением уровня ночного освещения и при работе в ночную смену. В последнем случае риск также возрастал с увеличением стажа работы.
Кстати, в СССР в Политбюро времён «развитого социализма» с долгожительством всё было в порядке: средний возраст там составлял 82 года против 66 лет у тяглового населения мужского пола. Все западные установки – качественная медицина, крепкий сон ночью, хорошее питание и т.п. в мирке советской элиты присутствовали в полной мере.
Кремлёвские правила здоровой и приятной жизни были просты:
Регулярные медосмотры.
Здоровое питание без изысков и химии.
Исключить табак, качественный алкоголь – умеренно.
Гулять по 5 км каждый день.
Отпуск проводить в горной местности.
|
Почитать ещё: