всем, кто хочет высказать свое мнение по поводу поведения Америки в современном мире, прошу высказываться - будем обсуждать Мы все живем во власти собственных суждений...всегда находимся у них в плену...
В российском обществе, как известно, преобладает довольно настороженное отношение к США. Согласно данным последнего опроса, половина наших сограждан (49%) полагают, что эта страна играет отрицательную роль в современном мире, и втрое меньше – 16% – считают ее роль положительной. Сторонников обеих точек зрения попросили аргументировать свою позицию – им были заданы соответствующие открытые вопросы. По мнению считающих роль Америки позитивной, "США являются двигателем прогресса, примером для других стран", "у них надо учиться", "есть на что равняться" (4% опрошенных); они "разрешают конфликтные ситуации" и представляют собой "фактор стабильности в сравнении с другими" (2%), "активно борются с террористами", "сдерживают международный терроризм" (1%), помогают другим странам (1%), хорошо относятся к России (1%) и т. д. Полагающие, что Америка играет отрицательную роль, обвиняют ее в агрессивности, воинственности ("везде войны затевают"; "инициатор войн в мире"; "ввязываются во все конфликты"; "устроители войн"; "то одну страну бомбят, то другую") – 17%, стремлении к мировому господству ("хотят главенствовать во всем мире"; "претендуют на роль мирового лидера"; "хотят, чтобы им подчинялись"; "чувствуют себя хозяевами во всем мире") – 13%, вмешательстве во внутренние дела других стран ("нагло ведут себя в суверенных странах"; "они не дают жить другим странам, как те хотят"; "слишком внедряются в другие страны, очень навязчивые") – 8%, своекорыстии (3%), враждебности по отношению к России (2%) и т. д.
замечательная фотка - в самую точку.... ну так опрос опросом, а Вы-то что конкретно думаете? Кстати что за опрос, можно ссылку? Мы все живем во власти собственных суждений...всегда находимся у них в плену...
это почему же? все в рамках Федерального Закона об Информационной политики Мы все живем во власти собственных суждений...всегда находимся у них в плену...
В немецкой газете Sueddeutshe Zeitung и (в переводе на русский) на интернетном сайте в начале июня 2003 г. опубликована статья крупнейшего американского философа Ричарда Рорти «Унижение или солидарность?», в которой рассматриваются перспективы развития цивилизации с учетом возрастающего, внеконкурентного влияния единственной сверхдержавы — США — на решение глобальных мировых проблем.
Философ полагает, что если Европа не даст отпор американскому стремлению к мировому господству, это приведет к трагедии. «Если европейские правительства, — пишет Рорти, — и впредь будут наперебой искать благосклонности Вашингтона, то Соединенным Штатам удастся перессорить европейские страны между собой и как сопливых учеников заставить их заискивать перед учителем».
Ссылаясь на мнение своих европейских коллег, известнейших современных философов Юргена Хабермаса и Жака Дерриды, требующих, чтобы «Европа бросила на весы весь свой авторитет в качестве противовеса единоличной гегемонии Америки», Ричард Рорти утверждает: «Если правительства и граждане Европы не используют момент и не выступят против американской гегемонии, то Европе никогда не суждено будет играть в мире серьезную роль… Главы Франции, Германии, государств Бенилюкса, Италии, Испании не могут медлить: либо они вернутся под унизительное американское опекунство, либо освободятся от него, выступая с собственными внешнеполитическими инициативами, на которые Вашингтон сможет реагировать только с бессильным негодованием».
Итак, «философский манифест», инициированный Р.Рорти, Ю.Хабермасом и Ж.Дерридой, недвусмысленно поддерживает идею «многополярного мира», не исключающего противостояние и конфронтацию так называемых «центров силы», якобы способствующих установлению «сбалансированного мирового порядка» и не дающих решающего преимущества ни одному из них.
Научный и общественный авторитет «манифестантов» настолько высок, а их предложения настолько радикальны, что не возразить им по существу просто нельзя. Тем более, что идеология многополярности мира и создания «центров силы» находит все возрастающее число сторонников.
Слов нет, объективно мир действительно многолик и, ввиду естественных различий стран и народов, многополярен. Но он может и должен быть таким лишь в критериях культуры, исторических традиций, индивидуальной и общественной ментальности. Отрицать такое многообразие мира невозможно. Оно изначально предполагает возможность все более глубокой конвергенции, взаимообогащающего сотрудничества, интегративного взаимодействия, толерантного сосуществования, несмотря на религиозные, национально-этнические, политические или экономические различия. Только таким путем возможно движение к цивилизационному идеалу — всеединству человечества. Но единству в многообразии. Единству не на основе силового подавления сильным слабых. Единству не в логике «плавильного котла», унифицирующего всех и вся. А единству в логике мозаичного многоцветья, в логике создания всемирной федерации равноправных стран и народов, когда ни одно из взаимодействующих человеческих сообществ не должно потерять своего лица, своего своеобразия, своих специфических ценностных, ментальных приоритетов и идеалов.
Увы, до подобного мироустройства еще так далеко… Но и в нынешних условиях, в условиях раздираемого противоречиями мира, нельзя, недопустимо терять идеалы, терять стратегические, долговременные ориентиры, отказываться от высших приоритетов развития цивилизации.
События последнего времени, выход на авансцену мировой истории международного терроризма во всей его зловещей мощи свидетельствуют о нарастающем расколе цивилизации. Расколе, чреватом губительными последствиями для человечества, ставящем под сомнение саму возможность его физического выживания. Не говоря уже об опасности утраты тех идеалов свободы, демократии, открытого гражданского общества и правового государства, к которым человечество шло веками. Которые были им мучительно выстраданы, но могут быть утрачены в одночасье, ибо борьба с террором требует не столько свободы и демократии, сколько жесткого порядка, не столько правового государства, сколько государства полицейского…
Совершенно очевидно, что скоординированным, хорошо организованным силам вселенского Зла, олицетворяемым международным терроризмом и религиозным исламским фундаментализмом, может и должно быть противопоставлено все более крепнущее единство сил Добра, олицетворяемых антитеррористической коалицией цивилизованных стран, способных сознательно подчинить свои сепаратистские амбиции единой для всех цели — борьбе и, в конечном счете, уничтожению международного терроризма и наиболее одиозных, непримиримых персональных носителей этой бесчеловечной идеологии, будь то идеология религиозная или светская.
В этих условиях призывать к расколу и противостоянию сил Добра, — значит, совершенно не считаться с реальностью. С пониманием того, что мир коренным образом изменился. Что в этих принципиально новых условиях абсолютизировать свои умозрительные философские конструкции, основанные на приоритетах амбициозной самодостаточности стран и их объединений в противостоящие друг другу союзы и блоки, — значит, объективно играть на руку силам мирового Зла.
На войне как на войне… Без лидера, без единой воли, без должной координации усилий, подчиненных суровой необходимости выиграть битву, ставка в которой ни много ни мало — жизнь человечества, его прогрессивное развитие, — не обойтись.
Высказывая явно непопулярное в нынешней России мнение и рискуя вызвать критику со стороны российских читателей, я, тем не менее, утверждаю: в современном мире таким лидером могут и должны быть Соединенные Штаты Америки.
«В мире, где не будет главенства Соединенных Штатов, — писал известный специалист в области геополитики Сэмюэль Хантингтон, автор знаменитой книги «Столкновение цивилизаций?», — будет больше насилия и беспорядка и меньше демократии и экономического роста, чем в мире, где Соединенные Штаты продолжают влиять на решение глобальных вопросов в большей мере, чем какая-либо другая страна. Постоянное международное главенство Соединенных Штатов является самым важным для благосостояния и безопасности американцев и для будущего свободы, демократии, открытых экономик и международного порядка на земле».
Вопрос о лидерстве США в мире выходит далеко за рамки собственно академических дискуссий политического, экономического и социокультурного характера. По существу, этот вопрос относится не только к будущему Соединенных Штатов, но и к будущему любой другой страны, всей цивилизации в целом. Он затрагивает глобальные проблемы, связанные с тенденциями и контртенденциями мирового развития, с движением человечества по пути прогресса и процветания или, напротив, — регресса и деградации. Вопрос о лидерстве США — это, прежде всего, вопрос нравственный, напрямую связанный с теми устоявшимися идеалами и ценностями, которые положены в основу американского образа жизни, американских традиций, американской мечты. Другими словами, — в основу американизма как своеобразного направления теории и практики жизнедеятельности великого народа, всегда претендовавшего и претендующего поныне на некую богоизбранность, на особый статус в мире, на возможность быть примером для других народов и государств.
Эти идеалистические представления американцы пронесли фактически неизменными через всю свою историю. И чтобы действительно понять американцев, понять их идеалы и устремления, их приоритеты и, в конечном счете, понять политику их руководства при всех зигзагах и издержках этой политики, необходимо знать историю Америки. Историю не в виде нагромождения многочисленных, зачастую противоречащих друг другу событий и фактов, но историю в стратегическом понимании, в ментальном измерении, позволяющую осознать истинные, глубинные движущие силы поведения американского социума.
Вспомним: еще в 1630 году руководитель экспедиции колонистов-пилигримов, прибывших на корабле «Арабелла» в Америку, будущий губернатор первой американской колонии Джон Уинтроп провозгласил: «Будем мы, подобно Граду на Холме. Взоры всех народов будут устремлены на нас. И, если мы обманем ожидания нашего Господа в деле, за которое взялись, и заставим Его отказать нам в помощи, которую Он оказывает нам ныне, мы станем притчей во языцех всему миру».
Комментируя пророчество Уинтропа, известный американский историк Дэниел Бурстин писал: «Никому из описывающих это событие, даже спустя триста лет, не удалось лучше выразить американское предназначение».
Можно привести немало высказываний отцов-основателей Америки — Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других, которые неизменно подчеркивали приверженность США идеалам свободы, демократии, справедливости, равноправия всех народов, проживающих и в этой стране, и во всем мире. За эти идеалы американцы готовы бороться всеми доступными им способами, в том числе и с применением военной силы. Ибо Добро, как известно, тоже должно обладать кулаками…
Приведу лишь одно весьма показательное высказывание, принадлежащее великому американскому президенту Ф.Д.Рузвельту: «…С самого начала истории Америки мы стремимся изменить нашу жизнь путем постоянной мирной революции, которая стабильна в своем развитии и способна видоизменяться в зависимости от обстоятельств — без концентрационных лагерей или канав, заполненных трупами. Мировой порядок, который мы хотим создать, построен на сотрудничестве свободных государств, работающих друг с другом в дружественном и цивилизованном обществе».
Лидерство США в современном мире обусловлено рядом объективных факторов.
Во-первых, в соответствии со своими изначальными идеалами, американское общество в наибольшей мере приблизилось к созданию оптимальных условий для соблюдения прав и свобод человека и гражданина, для наиболее полной жизненной самореализации личности в той социокультурной среде, которая, во всяком случае принципиально, гарантирует сохранение достоинства каждого человека, его возможности самостоятельного выбора собственного жизненного пути.
Во-вторых, именно США, как никакая другая страна мира, доказали на практике принципиальную возможность толерантного сосуществования людей в едином и, что особенно важно, — огромном по своим масштабам социуме. Людей, принадлежащих к различным национально-этническим общностям и религиозным конфессиям, находящихся на различном уровне материального благосостояния, входящих в стратифицированные по различным признакам (возрастным, половым, профессиональным и т.п.) группы.
В-третьих, Соединенным Штатам удалось создать стабильную в своей основе экономическую, научно-техническую, производственную и финансовую систему, которая при всех неизбежных издержках, ошибках и периодических спадах обеспечивает достойный уровень повседневной жизни сотен миллионов людей, позволяет организовать их высокопроизводительный труд, основанный на оперативном внедрении новейших технологий и научных инноваций. Труд, гарантирующий расширенное воспроизводство материальных ценностей общества.
В-четвертых, именно американский социум доказал работоспособность своей политической и государственной системы, основанной на принципах либерализма, демократии и федерализма, разумного законотворчества и законопослушания, разделения власти и ответственности.
В-пятых, Соединенным Штатам, при всех ситуативных издержках и, порой, трагических коллизиях политической практики, удалось совместить в своих стратегических внутриполитических и внешнеполитических доктринах идеалы и реалии — идеальные представления о Добре и справедливости с реальными механизмами движения к выдвигаемым целям.
В-шестых, именно США, преодолев эгоистические и изоляционистские тенденции собственного развития и используя огромный экономический потенциал, доказали истинную озабоченность судьбами других стран и человечества в целом, оказывая реальную помощь народам и государствам, стремящимся к утверждениям принципов свободы и демократии. Об этом же свидетельствуют многомиллиардные американские программы борьбы с голодом, с неграмотностью, со СПИДом и другими смертоносными болезнями и т.д.
Наконец, в-седьмых, Соединенные Штаты Америки обладают непревзойденным ни одной другой страной мира военным потенциалом, позволяющим обуздать любого агрессора и активно, наступательно бороться с международным терроризмом, который все более очевидно приобретает государственный характер в виде диктаторских, религиозно-фундаменталистских политических режимов, рвущихся к катастрофически разрушительным средствам массового уничтожения. При этом следует иметь в виду, что далеко не всегда амбиции государств, ставящих под сомнение целесообразность и необходимость американского лидерства в мире, соответствуют их амуниции… А потуги некоторых из этих государств изобразить великодержавные притязания на самостоятельное решение глобальных геополитических проблем в реальной международной практике оборачиваются элементарным блефом… Поэтому призывы к созданию сепаратных и якобы самодостаточных «центров силы» совершенно несостоятельны и опасны, особенно в условиях необходимости скоординированной борьбы с террором во всех его проявлениях.
Конечно, обозначенные выше факторы предопределяют лишь преимущественные тенденции, которые в современном сложном и противоречивом мире подвержены непрерывным возмущающим воздействиям и весьма болезненным и для США, и для других стран деформациям. Всегда можно подобрать примеры, в том числе, несомненно, вполне убедительные, ставящие под сомнение указанные выше оценки и тенденции.
Все это так. Но объективность требует признать, что в основе своей лидирующий статус Соединенных Штатов в современном мире и их моральное право на инициирование идей и механизмов упорядоченного развития человеческой цивилизации являются вполне обоснованными.
Разумеется, ничто не вечно в этом мире… И когда-нибудь Соединенным Штатам Америки придется уступить свое единоличное цивилизационное лидерство другим, по-видимому, коллективным органам обеспечения международной безопасности, возможно, даже ООН в существенно модернизированном, более дееспособном виде. Збигнев Бжезинский, например, считает, что «в конце концов, мировой политике все более станет несвойственна концентрация власти в руках одного государства. Следовательно, США не только первая и единственная сверхдержава в поистине глобальном масштабе, но, вероятнее всего, и последняя… Ключевой вопрос на будущее звучит так: «Что США завещают миру в качестве прочного наследия их превосходства?»
…Вернемся, однако, к суждениям авторов «философского манифеста». В свете всего вышесказанного можно было бы порекомендовать им почаще сверять свои философские изыскания с суровой правдой жизни, почаще вспоминать трагические события 11 сентября 2001 года, когда боевики-смертники из «Аль-Каэды» буквально одномоментно снесли с лица земли небоскребы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и добрались даже до самого Пентагона, едва не разрушив до основания здание этого главного военного ведомства США в самом центре Вашингтона.
Разве эту наглядную модель всемирного апокалипсиса можно недооценивать? И нужны ли будут в таком случае даже самые авторитетные философские рассуждения?
Казалось бы, благополучной во всех отношениях, процветающей, но потерявшей бдительность, беззаботной Америке (да и всему миру) был преподан суровый урок.
Киев.Стоит мужик в пробке.Вдруг стук в окно. Опускает стекло стекло и спрашивает Че надо? Понимаете,терористы взяли в плен Тимошенко и требуют выкуп милион баксов иначе они её обольют бензином и подожгут. Мы решили пройти по машинам, кто сколько даст.