Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
В Америке 19-го века борьба с болезнями означала борьбу с дурными запахами
Познавательное

В Америке 19-го века борьба с болезнями означала борьбу с дурными запахами

Админчег Muz4in.Net Тэги


История неприятных запахов, или миазмов, оказалась неожиданно актуальной в наше время


Иллюстрация чикагских скотобоен и мясокомбинатов «Union Stock Yards» (1870-е года)


В 1858 году бизнесмен, который представился как Olfactorious, отправил гневное послание в New York Times. Следуя рекомендациям своего врача, он покинул город в поисках «сладкого, незагрязнённого воздуха» в сельской местности. Но, как и многим жителям пригорода, ему всё ещё приходилось ездить в город на работу, и он горько жаловался, что его путь был опасным, учитывая зловоние, которое его сопровождало. Каждый день он проходил мимо «гниющей» канализации; зловоний, доносившихся из неё, было достаточно, чтобы вызывать жёлтую лихорадку. Далее шёл молочный завод, обладавший «особенным, резким запахом», и заведение по переработке жира, наполнявшее воздух «запахом, в точности похожим на запах жареной баранины, только ещё сильнее». Благодаря теории миазмов, которая имела долгую и глобальную историю, Olfactorious боялся, что он заболеет, если будет вдыхать эти отвратительные запахи.

Мелани Кичл, профессор истории из Виргинского технологического университета и автор книги «Детективы запахов: обонятельная история Америки 19-го века (1840-1900 года)», исследует, как американцы когда-то прибегали к запахам, чтобы оставаться здоровыми. Пока теория микробов не получила широкого распространения и вирусы не были открыты в 1890-х годах, американцы обращались к окружающей среде, чтобы понять распространение болезни. Врачи девятнадцатого века обвиняли во всем миазмы, ядовитую форму «плохого воздуха», и беспокоились о ядовитых испарениях и гнилостных запахах, которые встречались в растущих городах Америки.

В те времена городская среда была кошмаром для обоняния: в Чикаго воняли скотобойни, в Новом Орлеане – газовый завод, в центре Манхэттена фабрики по производству удобрений сваливали дурно пахнущие отходы, а в грязных каналах Провиденса (штат Род-Айленд) гнили трупы животных. Американцы жили в перенаселённых городах (впервые в истории), многие теснились в плохо проветриваемых квартирах. Такие коварные болезни, как холера, туберкулёз, жёлтая лихорадка и тиф, могли вспыхнуть в любой момент, и такое часто случалось. Кампания по искоренению неприятных запахов и дезинфекции воздуха, которым дышали городские жители, породила движение за общественное здравоохранение. Её основатели буквально восприняли слова британского реформатора здравоохранения: «Запахи – это болезни».

Кичл поделилась обонятельными тревогами Америки, страхом перед болезнью, охватившем жителей 19-го века, и тем, как эти истории связаны с пандемией COVID-19.


Эта обложка из еженедельника Harper's Weekly 1881 года изображает плохие запахи как смерть


Чем пахли города 19-го века?

Если бы вы оказались в одном из городов 19-го века, вы бы сказали, что там жутко воняет. Лошади, коровы, свиньи, собаки, куры и множество других животных свободно разгуливали по городским улицам, где они находили пищу и оставляли свои отходы. В городах сильно пахло навозом, а также выбросами промышленной деятельности. Речь идёт о скотобойнях, производителях удобрений, кожевниках, заводах, которые ферментировали зерно, чтобы получить спирт, и так далее. Американцы 19-го века называли их «оскорбительными ремёслами», потому что они оскорбляли нос. После открытия нефти в середине века к этому списку присоединились и нефтеперерабатывающие заводы.

Несмотря на то, что многие из этих запахов были знакомы, американцы 19-го века беспокоились о них потому, что они вышли на новый уровень интенсивности. Поскольку воздух не обладал каким-либо запахом — даже в американском словаре Уэбстера говорилось об этом — сильные запахи были плохим знаком. Газета New York Times предупреждала американцев: «Здесь, в городе, вы дышите болезнями. Отвратительные газы потчевают вас на каждом шагу. В воздухе витает тяжёлый ядовитый запах».

Как плохой воздух стал синонимом болезни?

Теория миазмов, которая утверждала, что плохой воздух распространяет болезни, была широко распространённым верованием с долгой историей. В конце 18-го века учёные обнаружили, что воздух, который выдыхают люди и животные, может быть смертельным. Экспериментаторы, такие как Джозеф Пристли, помещали мышей в герметичные банки и наблюдали, как животные умирали в одиночестве, однако они жили дольше, если внутри было растение. Эти эксперименты побудили врачей рекомендовать пациентам, чтобы они не вдыхали углекислый газ, который выдыхали другие – обычное явление в переполненных общественных местах, таких как театры, школы и церкви.

В 19-м веке теория миазмов больше не исходила от врачей, она стала само собой разумеющейся, поскольку большинство людей разделяли это понимание и регулярно действовали в соответствии с ним. Американцы с юных лет научились закрывать носы, выращивать растения со сладким запахом, закрывать окна, чтобы не впускать вонючий воздух, и избегать мест, где дурно пахло, чтобы защититься от всего, начиная от головной боли и тошноты и заканчивая холерой и жёлтой лихорадкой. Люди были очень внимательны к изменениям в воздухе, которым они дышали.

Теперь, когда у нас есть научное понимание микробов и бактерий, уже нет оснований полагать, что миазмы вызывают болезни. Однако это было лучшее понимание, которое люди могли иметь до появления теории микробов, и оно часто приводило к тому, что многие делали «правильные» вещи для защиты здоровья. Идея о том, что болезнь передаётся воздушно-капельным путём, по-прежнему жива и актуальна.


Угольный склад в Новом Орлеане; на заднем плане – газовый завод (1921 год)


Как американцы 19-го века пытались защитить себя от распространения болезней?

В 19-м веке женщины и мужчины носили надушенные носовые платки, нюхательные соли и саше. Также они прикрепляли к лацкану пиджака ароматный букетик, чтобы, столкнувшись с неприятными запахами, уткнуть свой нос в него. В 1862 году, когда чикагские власти образовали специальный комитет, чтобы исследовать источники неприятных запахов в городе, они «вооружились» флаконами одеколона, камфарой, гипохлоритом кальция, лимонами, сигарами и носовыми платками.

Дома женщины выращивали растения со сладким запахом, считая, что они способны обеззараживать воздух. Они сажали под окнами сирень, а оконные ящики наполняли розмарином, душистым горошком и прочими ароматными растениями. Рекомендации по поводу выращивания конкретных растений можно было найти в газетах и трудах Кэтрин Э. Бичер.

Новый коронавирус распространяется воздушно-капельным путём, поэтому людям рекомендуют носить маски, чтобы предотвратить его распространение. Как с этим обстояли дела в 19-м веке?

Чикагские власти принялись изучать запахи, потому что портовые рабочие на реке Чикаго начали носить на носах щитки, чтобы защититься от зловоний. Опасаясь, что рабочие уволятся, Совет торговли обратился к властям города с просьбой принять меры по уменьшению неприятных запахов в городе.

Люди также придумывали новые изобретения вроде ароматного лосьона, который втирали в область под носом. В Шотландии химик Джон Стенхаус запатентовал угольный респиратор – неудобное на вид устройство, сделанное из проволочной сетки и заполненное порошкообразным углём, известным дезодорантом – который закрывал нос и рот.


Растения, выращиваемые на окне дома, должны были освежать воздух, поступавший внутрь


Трудно оценить, насколько полезными были эти реакции 19-го века, поскольку сегодня мы оперируем с другим пониманием причин возникновения болезней. Уголь действительно работает как фильтр, поэтому угольный респиратор Стенхауса был разумной технологией, но нельзя сказать, был ли он эффективным и широко ли применялся.

Генераторы озона были ещё одной странной причудой, изобретённой в связи с беспокойством о воздухе и его влиянии на здоровье. После открытия озона в 1839 году учёные начали измерять его в окружающей среде и обнаружили, что уровни озона были высокими в районах, где у людей отмечалось хорошее здоровье — в сосновых лесах и горах — и очень низкими в городах, особенно во время эпидемий. В настоящее время известно, что вдыхание озона серьёзно вредит дыхательной системе, поэтому генераторы озона были бы опасны для домашнего использования. Кроме того, озон горюч.

Важно помнить, что решение таких крупномасштабных проблем, как распространение болезней, требует решения в масштабах всего общества. В 19-м веке многие американцы использовали собственные стратегии, чтобы попытаться улучшить воздух, которым они дышали, но они всегда были ограничены теми, кто мог себе это позволить. Реальные изменения произошли не в результате этих мелких корректировок, а в результате крупномасштабных вмешательств, прежде всего в области общественного здравоохранения и промышленной практики, которые предшествовали «Актам о чистом воздухе» в 20-м веке.

Как эпидемия коронавируса связана с более ранними представлениями о болезни?

Учитывая строгие инструкции относительно самоизоляции и соблюдения социальной дистанции в 1,5-2 метра, становится ясно, что перенаселение по-прежнему является проблемой здравоохранения. Это напоминает о временах, когда американцы боялись вдыхать «испорченный воздух», который выдыхал кто-то другой. Они не знали о вирусах, но идеи 19-го века имеют сегодня сильный резонанс.

Есть также сообщения о том, что потеря обоняния – это один из первых симптомов коронавируса, которые означают, что вы должны самоизолироваться. Это ещё одна причина прислушиваться к нашим органам чувств.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта atlasobscura.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: