Применение древних философских истин в современных чрезвычайных ситуациях
|
Как научиться мыслить ясно и действовать умело в стрессовых ситуациях
На мгновение представьте себя руководителем реанимационной команды, главным врачом отделения скорой помощи.
К тому времени, когда пациент прибывает в ваше отделение неотложной помощи, он едва дышит и истекает кровью. Коллеги говорят вам, что он переходил улицу, когда его сбил автомобиль, проехавший мимо знака «Стоп». Удар отбросил его на обочину. Его дыхание поверхностное и неровное, сердце бьётся слишком быстро, а давление очень низкое. Перспективы, в лучшем случае, мрачные. Если вы и ваша команда не предпримите правильных шагов в ближайшие несколько минут, то они могут стать последними для пациента.
Взгляды всех членов команды направлены на вас. Чувствуете их давление? Что делать? Как принимать решения во время кризисных ситуаций? Даже если бы у вас были все медицинские знания в мире под рукой, смогли бы вы их применить для спасения пациента, учитывая весь тот хаос, что царит вокруг вас?
На самом деле вы, скорее всего, даже не врач скорой помощи; возможно, вам никогда не придётся реанимировать критического пациента, но вам нужно срочно определиться насчёт решающего пункта в рабочем контракте. Время не ждёт. Может быть, вы изо всех сил пытаетесь понять своего партнёра, переживая трудности в отношениях, или вы скользите по обледеневшей дороге, пытаясь увернуться от встречного автомобиля. С какими бы обстоятельствами вы ни столкнулись, сможете ли вы проявить себя наилучшим образом, когда окажетесь в настоящем кризисе?
Как врач скорой помощи – и как человек – я постоянно думаю о том, как мне лучше применять знания в условиях давления. Я верю, что цель обучения и роста состоит не в том, чтобы лучше запоминать факты, а в том, чтобы понимать вещи настолько глубоко, чтобы мы могли использовать их, когда они нам нужны, в повседневной жизни. Я также считаю, что применение знаний в условиях давления – это навык, который каждый, будь то врач или нет, должен тренировать и совершенствовать.
Итак, я спрашиваю себя: как я могу работать лучше, когда это необходимо больше всего? Как я могу научить себя и свою команду оказывать пациентам максимально возможную неотложную помощь, ясно мыслить и умело действовать в ситуациях, наполненных неопределённостью и стрессом?
Одни из лучших ответов, которые я нашёл на эти вопросы, взяты не из медицинского учебника или научного журнала, а из учений философов-стоиков. Стоики — греко-римские философы, такие как император Марк Аврелий, писатель и государственный деятель Сенека и бывший раб Эпиктет — жили, пребывая в поисках радости и силы, действуя изнутри, принимая мимолётность существования и позволяя вещам вне их контроля просто быть.
Как правило, в медицинских школах не преподают стоическую философию, а надо бы.
Врачи должны изучать её. И не только они, а все мы. Основные принципы стоицизма — понимание личной ответственности в трудных обстоятельствах, бесстрашные действия перед лицом неопределённости и обретение внутренней радости — незаменимы во время кризиса, независимо от того, является ли этот кризис катастрофическим пациентом в отделении неотложной помощи или неожиданным техническим сбоем, который угрожает сорвать ваш бизнес.
Итак, далее вы найдёте пять стоических идей, которые я активно использую во время чрезвычайных ситуаций.
Конечно, чтение стоической философии само по себе не позволит вам возглавить команду врачей и медсестёр в случае спасения пациента после автомобильной аварии. Однако если вы изучите эти принципы — если вы действительно встроите их в свою повседневную жизнь и глубоко проникнетесь их сутью — я абсолютно уверен, что вы сможете лучше мыслить и действовать, когда это больше всего необходимо.
«Чем ближе [человек] к спокойствию, тем ближе [он] к силе». — Марк Аврелий
Сохранять спокойствие и собранность перед лицом страданий, неуверенности и хаоса, проявлять лучшее в себе, невзирая на внешние обстоятельства — одна из главных целей врачей скорой помощи и философов-стоиков.
Чем больше мы способны контролировать наш реактивный ум и поддерживать состояние равновесия и благосклонности в условиях давления, тем лучше мы можем использовать наши возможности, когда это больше всего необходимо. И наоборот, когда что-то выходит из-под контроля, мы теряемся. Как выразился У. Тимоти Гэлвей в своей классической книге «Внутренняя игра в теннис»: «Расслабленная концентрация — это высшее искусство, потому что никакое искусство не может быть достигнуто без неё, в то время как с её помощью можно достичь многого».
Во французском языке есть слово, которое идеально подходит для этой концепции: sangfroid. Сочетание слов sang, что означает «кровь», и froid, что означает «холодный», буквально означает «хладнокровие». Но на самом деле оно означает способность сохранять спокойствие перед лицом хаоса, держаться твёрдо и сохранять спокойствие, когда всё вокруг слетает с катушек.
На первый взгляд может показаться, что sangfroid – это какой-то врождённый дар, что одни люди просто рождаются с умением держать себя в руках, а другие – нет. Идея попытаться спасти человека, которого сбила машина, или, например, пережить ночь в лесу с ограниченными ресурсами после того, как вы заблудились, может показаться трудной или даже чем-то невыполнимым. Можно легко прийти к выводу, что вам от природы не дано проявлять спокойствие в таких ситуациях.
Однако после того как я потратил много лет на развитие sangfroid в своей жизни – а совсем недавно стал обучать этому других врачей – я убедился в обратном. Хладнокровие – это не врождённый дар. Это навык, который каждый из нас может развить путём постоянной практики.
Одна из причин, почему стоическая цитата, приведённая выше, так полюбилась мне, заключается в том, что Аврелий не говорит, что сила приходит только в конце, когда мы совершенно спокойны. По его мнению, существует градиент — чем больше хладнокровия мы можем привнести в ситуацию, тем лучше мы способны отреагировать на неё. Более того, вы должны развивать sangfroid постепенно, обретая силу на каждом шагу своего пути.
Итак, начните с малого и продвигайтесь вперёд. Начните прямо сегодня. Когда вы сталкиваетесь в повседневной жизни с тем, что вызывает у вас дискомфорт или неуверенность — например, с трудной ситуацией на работе или ссорой с любимым человеком — остановитесь, сделайте вдох, поразмышляйте о спокойствии как о глубоком источнике вашей силы.
Если вы ещё не успели подружиться с работающими методами успокоения, попробуйте «тактическое дыхание», которое предназначено для замедления биения сердца и поможет вам успокоить ум. Основная идея тактического дыхания — также называемого «дыханием по квадрату» — заключается в визуализации квадрата, каждая сторона которого представляет собой одну часть дыхания. Длина каждой стороны соответствует количеству времени, которое занимает часть дыхания, и когда вы дышите, вы мысленно перемещаетесь по краям квадрата.
Полный цикл тактического дыхания выглядит так: вдохните на четыре счёта, задержите дыхание на четыре счёта, выдохните на четыре счёта, задержите дыхание на четыре счёта. Когда возникает хаотическая ситуация, используйте несколько циклов тактического дыхания, чтобы ощутить более глубокое спокойствие. С более глубоким спокойствием вы обретёте больше сил, чтобы справиться с тем, что произойдёт дальше.
Вам не нужно быть мастером медитации, чтобы управлять собой во время кризиса. Просто помните, что чем более спокойный у вас ум, тем лучше вы будете реагировать на происходящее. И с чего бы вы ни начали, хладнокровие возможно развить путём постоянной практики.
«Между землёй и звёздами нет лёгкого пути». — Сенека
Чрезвычайные ситуации всегда трудны. Плохо, что ваш пациент попал под машину, и вам предстоит приложить максимум усилий, чтобы попытаться стабилизировать его состояние. Легко расстраиваться из-за этого, злиться на водителя, желать, чтобы скорая помощь была лучше подготовлена к серьёзным случаям, хотеть, чтобы всё было по-другому.
Вместо того чтобы тратить время на сожаления, нужно действовать. В этой Вселенной нет лёгкого пути между землёй и звёздами, поэтому, если мы хотим попасть к звёздам, мы должны быть готовы предпринимать шаги, необходимые для этого.
Иными словами, если мы хотим лучше реагировать в чрезвычайных ситуациях, мы должны быть готовы к трудностям.
Вместо того чтобы тратить энергию на поиски лёгкого пути, которого не существует, вторая стоическая цитата напоминает нам о необходимости готовиться к тяжёлой работе, закалять себя, чтобы пережить предстоящие трудности.
Стоики назвали бы это premeditatio malorum, актом целенаправленного размышления над худшими и самыми трудными вещами, с которыми мы можем столкнуться в попытке подготовиться к ним.
В моменты, предшествующие кризису, мы можем заранее обдумать трудности, с которыми мы можем столкнуться, и выявить потенциальные недостатки в нашем резервном оборудовании или заранее подготовить правильные дозы лекарств, которые, как мы думаем, нам могут понадобиться. За несколько дней и недель до запуска критически важного продукта мы могли бы обдумать общие сценарии и определить области, которые потенциально нуждаются в улучшении.
В деловом мире такая тактика (представить себе гибель проекта до того, как он начнётся, а затем вернуться назад, чтобы проанализировать, почему он провалился) часто называется «предсмертной». Это мощный метод, чтобы подготовить себя и команду к потенциальным критическим проблемам, прежде чем они возникнут.
Поначалу целенаправленное обдумывание всех вещей, которые могут пойти не так, может показаться болезненным или подавляющим, особенно если вы сразу же переходите к наихудшим возможным сценариям. Люди преодолевают этот барьер, начиная не с самых сложных ситуаций, а с ситуации, выходящей за пределы того, с чем они могли бы справиться на 100%.
Вам не нужно делать ничего особенного, чтобы начать практиковать premeditatio malorum, особенно если вы начинаете с малого, как предлагает доктор Хилдрет. Возможно, у вас завтра важное совещание по продажам. Начните с обдумывания очень незначительных трудностей, таких как дорожное движение, из-за которого вы можете опоздать на пять минут, или пролитое на себя кофе. Оттуда вы можете двигаться по направлению к ещё более худшим событиям, таким как провал презентации или, возможно, сорванная сделка и потеря клиента. В конечном счёте вы придёте к тому, что будете бесстрашно представлять себя в серьёзных кризисах.
Теперь попробуйте практиковаться с чем-то не столь существенным. В процессе не просто думайте о трудных событиях, а используйте визуализацию, чтобы по-настоящему углубиться в них и спросить себя, как бы вы справились в таких случаях. Как только вы определите серьёзные проблемы, которые вам трудно преодолеть в вашем воображении, вы можете поработать над улучшением своих навыков или свести к минимуму вероятность возникновения подобного рода препятствий.
Например, возможно, вы представили сценарий, в котором вы забыли материалы к презентации дома. Что бы вы сказали своим потенциальным клиентам? Как бы вы донесли свою точку зрения без ваших материалов? Может быть, вам нужно заблаговременно отправить копии другим членам вашей команды?
В скорой помощи мы часто выполняем версию premeditatio malorum, мысленно «проходя через» критическую процедуру, прежде чем фактически выполнить её. При этом мы можем предусмотреть потенциальные осложнения и осознать, что часть резервного оборудования, которое нам может понадобиться для устранения этих осложнений, находится за пределами комнаты. Определив проблему заранее, мы можем сделать паузу перед процедурой и убедиться, что оборудование доступно, если это необходимо.
Как и все формы визуализации, premeditatio malorum требует времени и практики, но независимо от того, что именно вы визуализируете, вы будете определять области, которые вы можете улучшить, и создавать системы поддержки, когда наступят трудные времена.
«Не спотыкайся о то, что позади тебя». — Сенека
Во время чрезвычайной ситуации всегда что-то может пойти не так. Либо оборудование выйдет из строя, либо лопнут капельницы, либо у пациента окажется аллергия, о которой никто не знал. Мы можем ошибиться при расшифровке рентгеновского снимка или назначить неправильную дозу лекарства. Когда во время кризиса дела идут не лучшим образом, мы оказываемся перед фундаментальным выбором: либо нас разрушает то, что произошло, либо мы твёрдо держимся за свою миссию и находим способ сделать следующий шаг.
Бесспорно, наилучшая реакция во время чрезвычайной ситуации возникает тогда, когда мы можем оставаться сосредоточенными на реальности и не отвлекаться на гнев или разочарование по поводу вещей, находящихся вне нашего контроля.
Это нелегко, особенно когда последствиями события могут стать гибель людей или потеря конечностей. Это, однако, необходимо: если мы будем спотыкаться о то, что позади нас, мы будем испытывать трудности, заботясь о следующем пациенте – человеке, который нуждается в наших максимальных усилиях.
Важно подчеркнуть: эта цитата не предполагает, что мы игнорируем плохие результаты или притворяемся, что всё всегда проходит гладко. Отнюдь нет. Стоики не отрицали того, что плохие вещи случаются, однако лишь от нас зависит, как мы на них будем реагировать. Нам определённо нужно учиться на ошибках и ужасных результатах, но мы не должны спотыкаться о них, тратя энергию на гнев или боль.
Таким образом, реакция на то, что идёт не так во время кризиса, состоит из двух частей: во-первых, не ухудшайте ситуацию и, во-вторых, обрабатывайте её продуктивно.
В первой части, если я чувствую, что начинаю спотыкаться обо что-то, я пытаюсь разорвать шаблон, вспоминая эту цитату. Иногда я говорю вслух: «Разве тебе обязательно спотыкаться о то, что осталось позади? Спотыкаться об это полезно?» Нужно сильно постараться, чтобы ответ получился «да».
Во второй части я могу воспроизвести события — либо мысленно в одиночку, либо с партнёром или командой — и найти ключевые моменты, когда всё могло бы пойти по-другому. Выявление системных недостатков может улучшить работу команды и свести к минимуму будущие ошибки, но этого не произойдёт, если мы заняты сожалениями о том, что произошло.
Первый шаг в реализации этой идеи на практике — осознать, когда вы активно спотыкаетесь обо что-то позади себя. Это нормально, если осознание приходит не сразу.
Когда вы поймёте, что споткнулись о то, что находится позади вас, остановитесь и проявите принятие и доброту там, где вы находитесь. Вы споткнулись о то, что находится позади вас. Это нормально, ведь теперь вы сделаете всё по-другому, лучше.
Выполните несколько тактических дыхательных упражнений, описанных выше, а затем громко скажите: «Я не спотыкаюсь о то, что позади меня». Произнесение этой фразы вслух помогает разрушить ментальный шаблон – гнев, чувство вины или что бы вы там ни чувствовали.
Затем сделайте ещё несколько вдохов. Вы можете обнаружить, что готовы начать обрабатывать то, что произошло, или, возможно, вы не совсем там. Если вам нужно больше времени, никаких проблем. Вы уже остановили цикл ухудшения, и вы находитесь в лучшем месте, чем несколько мгновений назад.
Если вы готовы двигаться дальше, начните тщательно обдумывать то, что произошло, и искать способы улучшить ситуацию. В процессе будьте внимательны, чтобы снова не споткнуться, когда вы приблизитесь к пониманию того, что пошло не так. Только потому, что мы знаем, что у двери нашего дома есть ступенька, не означает, что мы никогда не споткнёмся об неё.
«Смерть улыбается каждому из нас. Всё, что мы можем сделать – улыбнуться в ответ». – Марк Аврелий
Легко испугаться во время чрезвычайной ситуации. Мы можем бояться смерти и страданий, бояться, что мы не готовы к выполнению поставленной задачи, бояться, что если мы ошибёмся, наши пациенты умрут. Эти страхи реальны — отчасти потому, что иногда наши пациенты действительно умирают, и когда мы только приступаем к практике как студенты-медики или молодые врачи, почти все из нас замирают (хотя бы на секунду) во время первого настоящего испытания своих новообретённых способностей.
Чтобы эффективно реагировать во время кризиса, мы должны тренировать эти страхи. Страх перед смертью ограничивает наши способности реагировать гибко и креативно на критическую ситуацию. За пределами отделения скорой помощи применимо то же самое. Когда мы проходим через критический момент в деловой сделке или когда неожиданная волна отбрасывает нас к скоплению острых скал, страх отнимает у нас энергию и усилия, необходимые для решения данной проблемы. Как сказал философ Алан Уоттс: «Никакое количество беспокойства не изменит того, что происходит».
Первый шаг в преодолении этого страха – принять реальность нашей ситуации как смертных существ: мы умрём. Справиться с этим бывает трудно, особенно если мы не привыкли думать о смертности и смерти.
Мы можем начать работать над этим, используя стоическую идею memento mori. В прямом переводе memento mori означает «помни о смерти», но в более широком смысле – это просьба помнить, что мы смертны, что наше время на земле ограничено, и мы должны решить, что с ним делать.
Инструкция memento mori проста. Думать о смерти. Не раз и не два, а часто — сделайте мысли о смерти регулярной частью своей жизни. Нет никакой особой техники, просто думайте о том, что жизни свойственно заканчиваться.
Вы можете начать практиковать memento mori прямо сейчас: остановитесь и подумайте на мгновение о смерти.
Когда вы думаете о своей смерти, что происходит? Довольны ли вы своей жизнью? Гордитесь ли вы тем, как вы её прожили? Если бы вы должны были умереть сегодня, что вам хотелось бы изменить? Если вам трудно начать, сядьте и напишите собственный некролог. Начните первые несколько строк следующим образом:
«[Ваше имя] умер сегодня в возрасте [ваш возраст] от [какой-то интересной вещи, от которой можно умереть]. Он потратил свою жизнь, делая [всё, что вы делаете]. К концу своей жизни он глубоко заботился о [том, о чём вы заботитесь]».
Обычно, когда я выполняю это упражнение, я представляю себе, что умираю героем, но всё зависит от вас. Вы можете дойти до конца некролога, или, возможно, в самом начале вы найдёте что-то настолько интересное и глубокое, что вам нужно будет остановиться именно на этом.
Одним из ключевых моментов memento mori является то, что это не то, что следует сделать только раз. Если вы уже думали о своей смерти подобным образом, продолжайте думать о ней. Идея состоит не в том, чтобы стать одержимым смертью, а просто работать над устранением нашего парализующего страха перед смертью. Как я уже писал ранее, одна из наших ключевых задач в первые моменты чрезвычайной ситуации – принять реальность того, с чем мы сталкиваемся. Страх замедляет наше принятие и может помешать ясному мышлению, когда оно наиболее необходимо. Размышления о смерти помогают уменьшить этот страх.
Через какое-то количество времени мы все умрём. Фундаментальный выбор состоит в том, чтобы пугаться этой реальности или улыбаться смерти в ответ и делать всё, что в наших силах, за отведённое нам время.
«Пока ты жив, продолжай учиться жить». — Сенека
В конце длинной смены я часто спрашиваю себя, сделал ли я мир лучше сегодня. Я могу потратить минуту или две, размышляя об этом, прежде чем перейти к главному вопросу: как я собираюсь сделать мир лучше завтра? Трудные времена и чрезвычайные ситуации всегда будут происходить на нашем пути, поэтому наше обучение и самосовершенствование также должны быть постоянными.
Плохая смена? Продолжайте практиковаться. Хорошая смена? Продолжайте практиковаться.
Я люблю эту последнюю стоическую цитату потому, что она напоминает нам о том, что мы никогда не перестанем развиваться. Пока мы живы, мы ученики жизни, и наша задача – продолжать учиться и практиковать, как жить. Лично я нахожу глубокую радость в идее сознательного выбора быть студентом в течение всей жизни. С таким решением обучение с целью стать лучшей версией себя, чтобы во время чрезвычайной ситуации действовать лучше, становится частью не только нашей работы, но и того, кто мы есть. Мы продолжаем практиковаться потому, что верим, что нам нужно быть лучше, что найдутся люди, которые будут нуждаться в том, чтобы мы прилагали максимум усилий во время кризиса.
Во время обучения в ординатуре я вывесил на стене нашего отделения скорой помощи цитату поэтессы и активистки движения за гражданские права Майи Ангелу: «Делай всё, что в твоих силах, пока не поймёшь, что к чему. А когда поймёшь, продолжай». Это служило ежедневным напоминанием о нашей миссии: не пытаться быть совершенными, но каждый день делать всё возможное, чтобы завтра быть ещё лучше. Теперь, когда я продолжаю свою карьеру и готовлю следующее поколение врачей скорой помощи, это не менее верно и в отношении цели.
Мы не можем спасти всех, кто попадает в отделение неотложной помощи, как не можем поймать каждую волну или выиграть каждый контракт. Если мы требуем от себя такого недостижимого совершенства, мы забираем энергию у людей и ситуаций, которые нуждаются в нас. Мы также рискуем перегореть, что является особенно серьёзной проблемой среди врачей скорой помощи.
Так что позвольте всему идти своим чередом. Отпустите идею, что вы можете достичь совершенства во время кризиса, отпустите идею, что ваше обучение когда-нибудь завершится, и просто продолжайте тренироваться. Нет правильного или неправильного способа сделать это; одни люди ведут дневники, где они записывают уроки, извлечённые из каждой чрезвычайной ситуации. Другие формируют группы, в которых они обсуждают произошедшее в мельчайших деталях и пытаются определить области для экспериментов и улучшения. Как бы вы ни решили начать, каждый день старайтесь делать всё, что в ваших силах, и работать над улучшениями ради завтрашнего дня.
Трудных ситуаций, в которых мы можем применять эти пять принципов стоицизма, будут всегда. В отделении скорой помощи или за его пределами трения и кризисы являются частью нашей жизни. К счастью, как сказал Сенека, «драгоценный камень не может быть отполирован без трения, а [человек] не может стать лучше без испытаний». Я надеюсь, что эти принципы помогут вам в трудную минуту.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье Dan Dworkis
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: