Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Почему дети кажутся такими очаровательными и вызывают у нас умиление
Познавательное

Почему дети кажутся такими очаровательными и вызывают у нас умиление

Админчег Muz4in.Net Тэги


Милые котята, ягнята и многое другое вызывают у нас эмоции, которые уходят корнями в нашу эволюционную историю.



Младенцы с пухленькими щёчками, щенки с широко открытыми глазами и забавные котята вызывают у нас реакцию умиления, когда мы видим их. Учёные продолжают изучать то, как они влияют на наш мозг и поведение.

Когда-то считалось, что они вызывают у нас запрограмированную реакцию, свойственную заботливым матерям, однако теперь исследователи утверждают, что миловидность на самом деле запускает уникальную мозговую активность — как у женщин, так и у мужчин. Маркетологи и разработчики продуктов уже давно поняли, что миловидность приносит хорошую прибыль, но ряд недавних исследований показывает, что это связано не столько с заботой, сколько с сочувствием и сопереживанием.

На самом деле понимание того, что представляет собой миловидность и как она влияет на нас, может помочь использовать её силу во благо.

Возможно, вас это удивит, но наука о миловидности начинается с нацистов.



Корни миловидности

В 1930-х годах австрийский этолог Конрад Лоренц приобрёл известность после того, как начал изучать поведение животных, чтобы объяснить, почему люди делают то, что делают. Лоренц в конечном счёте получил Нобелевскую премию за свою работу, а его влияние в этой области было огромным. Практически каждое академическое исследование, опубликованное на тему миловидности, ссылается на его идею под названием "kindchenschema" (“киндхеншема”), или "схема ребёнка": младенцы большинства видов млекопитающих имеют набор физических особенностей (таких как большие глаза, маленький нос, высокий лоб и небольшие уши), которые вызывают заботливую реакцию.

Лоренц предположил, что “киндхеншема” провоцирует биологически встроенное, а не приобретённое поведение. Этот тип быстрой, запрограммированной реакции на стимул, известный как врождённый механизм высвобождения, означает, что люди будут стремиться воспитывать и защищать ребёнка, даже если они никогда прежде его не видели. И не только молодые особи нашего вида вызывают такую реакцию; представители других видов с признаками “киндченшемы” также могут заставить нас заботиться о них.



Несмотря на известность Лоренца и популярность его работы о “киндченшеме”, мириады исследований, в которых упоминается его имя, не говорят о том, что он не был поклонником нашей обобщённой теории реакции на миловидность представителей разных видов. Это противоречило его убеждениям, которые соответствовали идеологии Третьего Рейха.

“Лоренц — убеждённый нацист, евгеник и сторонник доктрины расовой гигиены, которую продвигали национал-социалисты — на самом деле считал, что наша реакция на миловидность детёнышей животных — это плохо, — говорит культурный теоретик Джошуа Пол Дейл, профессор английского языка из Токийского университета свободных искусств и редактор The Aesthetics and Affects of Cuteness (“Эстетика и влияние миловидности”). — Лоренц считал это "осечкой" простого первобытного инстинкта заботиться только о собственном потомстве”.

После Второй мировой войны другие исследователи начали проверять гипотезу Лоренца о киндченшеме, активирующей инстинктивную заботу.

“Они преуспевали и терпели неудачу”, — говорит Дейл. Он добавляет, что, хотя киндченшема оказалась точным способом определения стимулов миловидности, реакция индивида на неё — сформированная личным опытом, культурными вариациями и другими факторами — не была абсолютно автоматической, как предполагал австрийский исследователь.

Дейл утверждает: “Она не запускается механически, как смыв в туалете, по словам Лоренца”.

Для учёных, сосредоточенных на психологии миловидности, осознание того, что наша реакция на неё является более сложной, чем считалось изначально, было первым намёком на то, что киндченшема вызывает нечто большее, чем просто заботу.

Между тем, исследователи, пытаясь понять, как миловидность эволюционировала в первую очередь, стали обращать более пристальное внимание на то, какие виды её демонстрируют.

Овца должна знать

Дэниел Крюгер, эволюционный психолог из Мичиганского университета, считает, что миловидность можно объяснить с помощью так называемой теории “истории жизни”. Это основа для понимания того, как естественный отбор мог повлиять на формирование анатомии и поведения того или иного вида на разных стадиях жизни.

При рождении многие виды должны заботиться о себе сами, например, кустарниковые большеноги Австралии и Индонезии. Птенцы вылупляются с полноценным оперением и практически готовыми к полёту. Другие виды, особенно млекопитающие, рождаются беспомощными и полагаются на родительскую опеку в течение длительного периода времени.

“Каждый организм имеет ограниченные ресурсы, так как же мы будем распределять эти усилия? Это всегда компромисс, — говорит Крюгер. — Мы имеем дело с конвергенцией высокого интеллекта и более медленного развития... Существует потребность в родительской заботе, потому что мозг развивается в течение более длительного периода времени”.



Или как говорит его коллега из Мичиганского университета Стефани Престон: “Если есть необходимость развить больший мозг, мозг может только стать довольно большим и всё равно пройти через родовые пути. Таким образом, вы появляетесь на свет с мозгом, который не до конца сформирован и нуждается в развитии, и вам требуется больше родительской заботы”.

Престон, профессор психологии и директор Лаборатории экологической неврологии (англ. Ecological Neuroscience Lab), изучает, как и почему поведение эволюционировало как у людей, так и у других видов. Она отмечает, что некоторая форма киндченшемы присутствует у социальных млекопитающих, детёныши которых нуждаются в родительской заботе.

Однако не у всех видов наблюдается одинаковая реакция.

Как, к примеру, утверждает Принстон, овцы живут социальными группами, и все беременные овцы в группе обычно рожают примерно в одно и то же время года. Их ягнята проявляют киндченшему, но овцы “весьма чувствительны к родственному признанию” и будут воспитывать только собственное потомство. Скорее всего, реакция эволюционировала, чтобы убедиться, что мама не будет тратить своё молоко на чужого ребёнка.

С другой стороны, крысы не рожают потомство в одно и то же время. Также у них наблюдается более обобщённая реакция на миловидность, и в лабораторных условиях они будут активно воспитывать и защищать крысёнышей, которые не являются их собственными. Когда Лоренц рассматривал неспецифическую реакцию людей на миловидность, он упустил из виду это преимущество.

“С точки зрения эволюции, если бы это было плохо, механизм эволюционировал бы таким образом, чтобы сделать реакцию более специфичной для нашего рода”, — говорит Престон.

На самом деле Дейл и ряд других учёных рассматривают нашу обобщённую реакцию на миловидность как ключевой фактор, который помог нам стать тем видом, каким мы являемся сегодня.

Дейл отмечает, что человеческие детёныши не достигают “пиковой миловидности”, пока им не детёныши не достигают “пиковой миловидности”, пока им не исполнится пять или шесть месяцев.

“Это возраст, когда младенцы начинают лучше осознавать других людей и своё отношение к ним и обретают способность реагировать на социализацию, — говорит он. — У меня нет детей, но, когда я вижу милого ребёнка, я улыбаюсь и надеюсь получить улыбку в ответ. Я считаю, что миловидность помогает нам социализировать детей, которые не являются нашими собственными, и что это было революционным поведением, позволившее нам развить навыки сотрудничества, делающие нас людьми”.

Миловидность и ваш мозг

У Лоренца и других исследователей 20-го века были ограниченные инструменты для изучения неврологической активности, которую провоцирует миловидность. Буквально недавно, однако, более широкий доступ к различным типам сканирования мозга дал учёным гораздо лучшее представление о ней.

Например, в исследовании, опубликованном в 2009 году в журнале PNAS, исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для отслеживания активности мозга у взрослых, которые просматривали изображения детских лиц. Некоторые изображения были подвергнуты цифровым манипуляциям для усиления или уменьшения их киндченшемы.



Участники оценили детские лица с отредактированной киндченшемой как более милые. Эти же изображения вызвали более сильную активность в частях мозга, участвующих в обработке вознаграждения: предклинье, связанном с вниманием, и прилежащее ядро, которое отвечает за ожидание вознаграждения.

Эти результаты одними из первых показали, что киндченшема “отключает” наши провода мотивации и вознаграждения, заставляя нас хотеть уделять внимание и заботиться о ребёнке, даже если он не наш.

Ещё одна вещь, которую мы знаем: наша реакция на миловидность молниеносна.

Примерно в то же время, когда проходило исследование PNAS, нейробиолог из Оксфордского университета Мортен Крингельбах изучал миловидность, используя другой тип сканирования мозга — магнитоэнцефалографию (МЭГ). “Устройство похоже на большой фен для волос”, — шутит Крингельбах, добавляя, что преимущество МЭГ заключается в том, что она показывает не только активированные области мозга, но и то, насколько быстро сигналы проходят через них.

Лица — Мозг — Активация

В исследовании, опубликованном в PLOS One в 2008 году, команда Крингельбаха обнаружила, что, когда они показывали изображения младенцев взрослым, изначально наблюдалась мозговая активность в зрительной коре и областях, ответственных за распознавание лиц — то, что и ожидали учёные. Однако они также обнаружили быструю активность в орбитофронтальной коре, “эмоциональной части мозга”, и области, связанной с поведением, которое мотивируется вознаграждением.

Изображения незнакомых младенческих лиц активировали эту область в мозге женщин и мужчин, родителей и неродных людей всего за одну седьмую секунды — почти мгновенная реакция, которая является нетипичной.

Обычно, как утверждает Крингельбах, прежде чем вы отреагируете на что-то эмоционально, “вы должны определить, что это такое и где оно находится, а затем сформировать суждение. Например, когда я смотрю на цветок, мой мозг использует этот двухэтапный процесс”.

В течение последнего десятилетия Крингельбах и его коллеги продолжали использовать МЭГ для регистрации мозговой активности в ответ на милое и не очень милое. Они обнаружили, что быстрая реакция на миловидность может касаться не только лица ребёнка, но и его запаха и звука смеха.

Однако такой быстрой реакции не наблюдалось, когда участники исследования смотрели на взрослые лица или слушали взрослые голоса. Кроме того, когда люди смотрели на изображения младенцев с врождённым дефектом, известным как “заячья губа”, который нарушает киндхеншему, “реакция в орбитофронтальной коре была более слабой”.



Этот крокодил вызывает у вас улыбку?

Млекопитающим нужны мамы. (У многих видов млекопитающих отцы также играют определённую роль в родительской заботе.) Таким образом, неудивительно, что киндхеншема проявляется у млекопитающих. Этот набор черт, включая большие глаза, маленькие нос и рот, провоцируют заботливую реакцию, которая необходима, если вы малыш, зависящий от родительского ухода.

Но как насчёт немлекопитающих?

Эволюционный психолог из Мичиганского университета Дэниел Крюгер решил установить, может ли киндхеншема также присутствовать у птиц и рептилий, которые склонны к родительской заботе.

Команда Крюгера показала студентам колледжа изображения птенцов и рептилий восьми различных видов. Четверо из них были так называемыми полувыводковыми, то есть нуждались в некоторой родительской опеке. Остальные четверо были супервыводковыми и самостоятельными от рождения, то есть они не нуждались ни в маме, ни в папе.

Участников попросили ответить на ряд вопросов о животных, в том числе о том, узнают ли они вид, хотят ли они держать или погладить животное и, если они найдут его брошенным, захотят ли они помочь ему.

Результаты, опубликованные в серии исследований в период между 2015 и 2017 годами, были интригующими. Хотя участники почти ничего не знали о большинстве изображённых видов, они оценили животных, которые нуждались в родительской заботе, как более милых и, соответственно, тех, кто с большей вероятностью получит их внимание и помощь, в отличие от супервыводковых животных.



“Киндченшема вызывает реакцию заботы; она привлекает наше внимание, и кажется, что те, кто обладают ею, нуждаются в нашей помощи. У разных видов есть аналогичные механизмы”, — говорит Крюгер.

Его исследование первым установило, что люди реагируют на киндченшему у немлекопитающих и что уровень реакции связан с количеством родительской заботы, в которой нуждаются детёныши. Исследования показывают, что киндченшема и реакция заботы, которую она вызывает, возможно, развились крайне рано в эволюционном прошлом, и мы разделяем его с такими не похожими на нас животными, как птицы и рептилии.

Что касается того, реагируют ли немлекопитающие на киндченшему у других видов, как это делают люди, не ожидайте, что нам удастся это выяснить в ближайшее время. Оставить крокодила и птенца пингвина в одной комнате, чтобы посмотреть, что происходит — не очень хорошая идея.


Троянский конь

Многие исследования, особенно 20-го века, выявили у женщин более сильную реакцию на миловидность. Когда участников просят оценить, насколько милыми являются дети, мужчины, как правило, оценивают младенцев ниже, чем женщины. Однако сканирование мозга говорит о другом.

“Мозг не врёт. Он показывает ту же реакцию”, — говорит Крингельбах. Различия действительно возникают, если культурные ожидания относительно гендерного разделения труда перекладывают на плечи женщин всю родительскую заботу. Однако, если мужчины участвуют в уходе за детьми, их мозг реагирует так же, как и женский.

Эта сверхбыстрая гендерно-нейтральная реакция на миловидность активирует нечто большее, чем просто центры вознаграждения.

В ходе исследования 2013 года учёные записали мозговую активность участников, подвергшихся как позитивной, так и негативной детской вокализации: хихиканье, счастливый лепет и крики. Добровольцы также прослушали записи криков взрослых людей, собак и кошек. Активность мозга в ответ на детские вокализации повышалась гораздо быстрее, чем на все остальные стимулы, иногда всего за 50 миллисекунд — это одна двадцатая секунды.

“Такую молниеносную реакцию вызывал детский плач”, — говорит Крингельбах. — Мы запрограммированы на детей”.

Что интригует больше всего в молниеносной реакции, так это та часть мозга, которая активируется: околоводопроводное серое вещество, область, связанная не с вознаграждением, а с поведением выживания и реагированием на угрозы.

“Ваш мозг переводится в режим "будь готов к чему-то", — говорит Крингельбах. — Когда рядом есть ребёнок, даже если он не плачет, вы готовы к тому, что что-то произойдет”.



Другие исследования показали, что родители и неродители одинаково воспринимают как визуальные, так и слуховые аспекты киндченшемы.

Исследование 2012 года, опубликованное в PLOS One, показало, что участники выполняли задачи, связанные с ловкостью и визуальным поиском, более точно после просмотра милых изображений по сравнению с малопривлекательными. В ходе отдельного исследования команда Крингельбаха попросила участников прослушать плач ребёнка, плач взрослого и пение птиц в течение пяти минут. После этого добровольцы сыграли в игру, похожую на классическую “Прибей крота”.

“Группа, которая слушала плач ребёнка, проявила большую скорость и точность, — говорит Крингельбах. — Вы помочь не можете, но всё равно реагируете”.

В то время как мало кто назвал бы крики младенца “милыми”, наша запрограммированная быстрая реакция на них, по-видимому, связана с реакцией на миловидность. Тем не менее, Крингельбах и другие, кто изучает эту реакцию, говорят, что это гораздо больше, чем механическая реакция, которую предположил Лоренц.

Наибольшее влияние миловидности отмечается после быстрого реагирования. В эссе “Тренды в когнитивной науке” (2016 год) Крингельбах и его коллеги писали: “Как и Троянский конь, миловидность открывает двери, которые в противном случае могли бы остаться закрытыми”. Миловидность привлекает и помогает оставаться сосредоточенными, создавая пространство, в котором мы можем позитивным образом взаимодействовать с миловидным объектом, будь то младенец, щенок или козлёнок на пижаме.

Учёные связывают реакцию на миловидность больше с интенсивным социальным поведением, нежели с родительской опекой.

Как справляться с миловидностью

Поскольку многие из нас пытаются установить баланс между работой и жизнью, борются с экономической неопределённостью и непрерывным потоком информации, “отвлечение на миловидность” является распространённым явлением.

Даже исследователи, изучающие миловидность, делают это.

“В мрачное утро понедельника я включаю видео с четырьмя смеющимися младенцами, — говорит нейробиолог Мортен Крингельбах. — Спустя минуту просмотра вы начинаете думать: "Разве жизнь не прекрасна?"”

Однако та же самая миловидность, которая помогает вам пережить трудный день, может помешать вам переключиться на что-то лучшее.

“Вы продолжаете терпеть, —поясняет психолог Камилла Кнатсен Штейнс. — Многие работодатели прибегают к новой стратегии: например, наличии собак или кошек на рабочем месте. Это помогает людям. Я бы продолжал приходить на плохую работу, если бы в офисе была собака!”

“Люди используют миловидность, чтобы справиться со стрессом на работе, которая становится всё более нестабильной и непостоянной”, — говорит Джошуа Пол Дейл, добавляя, что “это также может быть форма коммуникации, которая помогает смягчить напряжение путём формирования нового сообщества”.

Он ссылается на разговор с воспитателями и социальными работниками, помогающими людям в трудных ситуациях. Все эти люди состояли в приватной группе в Facebook, где делились милыми видео и изображениями. “Таким образом они позволяют себе сделать небольшой перерыв и насладиться положительными эмоциями, что помогает им справиться с мрачными реалиями, с которыми они сталкиваются каждый день”, — говорит Дейл.

Даже для тех из нас, кто не борется с проблемами, миловидность может стать “социальным клеем”.

“Публикация милого изображения или видео или отправка их другу... сигнализирует о вашем намерении протянуть руку помощи и поделиться положительными эмоциями с другими, — говорит Дейл. — Селфи из Гранд-Каньона может вызывать зависть у ваших друзей, поскольку им не доступен подобный опыт. Однако Instagram-фильтр с ушами кролика и сердце, нарисованное на фотографии, не заставляют получателей чувствовать, что им чего-то не хватает; скорее, это вызывает у них тёплые чувства”.


Сила и опасность миловидности

Наша обобщённая реакция на киндченшему, по словам Крингельбаха, означает, что “малыши всегда находятся в группе. Вот почему они являются частью отличной марктеинговой стратегии. Все хотят быть рядом с ними”.

И миловидность хорошо продаётся. Микки Маус претерпел радикальные изменения в сторону миловидности за десятилетия после своего дебюта в 1928 году. По мере расширения империи Диснея Микки превращался из тощего грызуна с острыми чертами лица в пухлое воплощение киндченшемы. Другие образы поп-культуры также демонстрируют элементы киндченшемы, начиная от японского аниме и заканчивая мемами и видео с милыми животными в Интернете?



Повсеместное распространение миловидности в Интернете может быть связано с его использованием в качестве стратегии преодоления, чтобы обеспечить комфорт и чувство общности, даже если мы сознательно не стремимся к этому.

“Миловидность оказывает на нас очень сильное влияние, и мы часто не осознаём этого”, — говорит социальный психолог Камилла Кнатсен Штайнес, которая изучает миловидность в Университете Осло.

И как и всё, что оказывает влияние, миловидность имеет тёмную сторону.

“Миловидность — это то, о чём вы вообще не задумываетесь, поскольку это обыденная и безобидная вещь, — говорит Штайнес. — Вы не смотрите на ребёнка с мыслями: "О, он опасен!"”.

“Я использую термин "коварная миловидность", чтобы описать привлекательность, используемую в гнусных целях, — поясняет культурный теоретик Дейл. — К сожалению, есть множество примеров вроде игорных компаний, которые производят игровые автоматы с милыми животными, чтобы побудить игроков играть дольше и тратить больше денег”.

В 2016 году террористическая организация ИГИЛ, известная ужасными видеозаписями пыток и казней, развязала пропагандистскую и вербовочную кампанию с участием вооружённых боевиков, обнимающих котят. Эти образы не имели ничего общего с тем, чтобы вызвать заботливую реакцию. Вместо этого они, вероятно, были предназначены для того, чтобы использовать истинную силу миловидности: её способность заставлять нас переживать сильное сочувствие.

Или, как объясняет Штейнс и её коллеги, миловидность провоцирует “кама муту”, что в переводе с санскрита означает “внезапное усиление общинного обмена”. Исследователи используют это слово потому, что не нашли более подходящего и всеобъемлющего термина.

Возможно, вы не сталкивались с этим словом раньше, но вы, вероятно, испытывали кама муту. Встреча членов семьи в аэропорту, душевные тосты на свадьбе и даже экранные моменты, когда разлучённые персонажи снова воссоединяются друг с другом — одни из примеров триггеров, провоцирующих кама муту.

Штенйс и её коллеги обнаружили, что просмотр и взаимодействие с милыми стимулами также вызывает кама муту. Исследование, опубликованное в марте в журнале Frontiers in Psychology, было посвящено тому, как себя чувствовали участники после просмотра милых видеороликов. И хотя проект не включал сканирование мозга, Штейнс подозревает, что, когда мы ощущаем кама муту, активируются те же самые мозговые центры, что и при виде чего-то или кого-то милого.

Некоторые видеоролики длились менее 30 секунд, однако, по словам Штейнс, часть участников сообщила, что они были настолько тронуты, что у них даже слёзы выступили на глазах.

“Вы можете назвать это любовью, однако суть не в этом; это внезапная интенсификация”, — поясняет психолог-антрополог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Алан Пейдж Фиске.

Штейнс говорит, что эмоции поощряют просоциальное поведение, включая совместное использование ресурсов и помощь другим, даже тем, кто не является частью вашей группы. Миловидность вызывает кама муту, которая делает вас более чуткими.



Интенсивность кама муты, по словам Штейнс, побуждает вас “переживать её снова и снова, поэтому вы стремитесь к тому, что вызывает её”.

Бойцы ИГИЛ сфотографировались с милыми котятами не для того, чтобы казаться более милыми. Они хотели заставить аудиторию сопереживать им и даже воспринимать их как часть собственной группы.

Это тёмная сторона миловидности и кама муты.

А теперь вернёмся к нацистам.

Может ли миловидность спасти мир?

Миловидность и кама мута способствуют установлению связи между человеком, испытывающим реакцию, и индивидом или объектом, вызывающим её. В то время как привлекательность возникает из киндченшемы, она вызывает ту же кама муту, что и другие, менее безобидные триггеры, которые заставляют людей интенсивно ощущать общую цель. История изобилует примерами того, во что это может вылиться.

Показательный пример: после поражения Германии в Первой мировой войне и её последующего экономического краха начинающий молодой политик столкнулся с общим негодованием и отчаянием своих соотечественников. В серии страстных речей в пивной Адольф Гитлер разжёг решимость народа восстановить величие Германии.

“Гитлер, по всей вероятности, вызвал кама муту в пивной, но, слава Богу, то же самое сделали Черчилль и Рузвельт”, — говорит Фиске.

Учёные всё больше узнают о влиянии миловидности на мозг, и некоторые из них считаю, что это способ уменьшить раскол в нашем мире.

То, что Крингельбах однажды назвал “Троянским конём миловидности”, можно было бы использовать во благо, уменьшая дискриминацию по отношению к внешним группам.

И Штейнс, и Крингельбах ссылались на недавнее освещение в СМИ ситуаций с беженцами и людьми, оказавшимися в бедственном положении: если изображения групп включали младенцев и маленьких детей, общество воспринимало новости в более позитивном ключе, и желание помочь усиливалось.

По словам Штейнс, миловидность делает нас человечными.

Крингельбах также работает над совместным проектом с фотографом Тимом Флахом — книгами, которые содержат, изображения видов животных, находящихся на грани исчезновения. Вместе они надеются понять, как можно использовать миловидность, чтобы помочь исчезающим видам. Это ещё один способ, при помощи которого киндченшема может улучшить то, как мы воспринимаем друг друга и наше окружение.

Крингельбах говорит: “Мне нравится думать, что такой подход действительно способен изменить мир”.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по материалам сайта discovermagazine.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: