Наука ментального фитнеса
|
Данная неврологическая система человеческого мозга проделала довольно неплохую работу по моделированию мира. С помощью этого механизма, предкам современного человека удавалось избегать смерти от клыков саблезубого тигра, прежде чем начать производить потомство, однако человеческий мозг по-прежнему довольно легко обмануть. Оптические иллюзии, сновидения, галлюцинации, изменённые состояния сознания и эффект плацебо – всего лишь горстка знакомых всем примеров, демонстрирующих несоответствие действительности воспринимаемой мозгом информации. Формирование целостной модели мира часто основывается на воображаемых компонентах. Оказывается, эта псевдореальность в нашем воображении может быть настолько убедительной, что способна самым неожиданным образом влиять на физическое тело.
В 1980-е годы компьютеры и все современные устройства были всего лишь мыслью, которая находилась в виртуальной реальности. Вы не найдете многоцелевые, мультисенсорные 3D-машины виртуальной реальности у друга дома, но подобные устройства уже можно найти в медицинских учреждениях. Человечество уже изобрело виртуально-реальную экспозиционную терапию (ВРЭТ), которая направлена на лечение нейропсихологических заболеваний, таких как фобии и посттравматические стрессовые расстройства. Однако поскольку всё, что мы испытываем, непосредственно связано с нашим мозгом, диапазон потенциального применения ВРЭТ гораздо шире, чем это.
Начиная с 1996 года, исследователи Хантер Хоффман, Дэвид Паттерсон и Сэм Шарар из Вашингтонского университета в Сиэтле (штат Вашингтон, США) успешно применяют ВРЭТ для облегчения мучительной боли при тяжёлых ожогах. Боль является неврологической реакцией, которая очень чувствительна к психологическим факторам. К примеру, она поддаётся влиянию эффекта плацебо, который основывается исключительно на вере в то, что тот или иной метод лечения сработает. Пациенты, пострадавшие от ожогов, часто вспоминают, что с ними произошло, и это лишь усиливает их дискомфорт. Новаторский подход учёных из Вашингтонского университета заключается в том, что они просят этих людей представлять, что им холодно, как бы «замораживая» свою боль. С этой целью Хантер Хоффман, Дэвид Паттерсон и Сэм Шарар решили прибегнуть к помощи игры виртуальной реальности под названием "SnowWorld" («Снежный мир»), в которой игрок, используя гарнитуру и джойстик, исследует ледники и ледяные пещеры, где полно снега, а также обитают анимированные снеговики и пингвины. Когда приходило время менять повязки, пациентам предлагали сыграть в "SnowWorld". Они впоследствии сообщали, что чувствовали гораздо меньше боли, когда не зацикливались на своих ожогах. Иными словами, виртуальная реальность игры "SnowWorld" не только отвлекает от боли, но и заставляет мозг реагировать на жжение как на холод. Результаты исследований, проводимых при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), также являются доказательством того, что программы виртуальной реальности способны облегчать боль.
Игра "SnowWorld"
На самом деле ментальные упражнения всех видов – не только тех, которые основаны на видеоиграх – способны оказывать существенное влияние на деятельность головного мозга. В качестве примера можно привести тип ментальной арифметики, практикуемый в Японии. В стране очень уважают тех, кто умеет работать с обычными счётами (рама со спицами, на которые нанизаны костяшки), однако знание анзана – ментальной арифметики (быстрые и точные вычисления при помощи ментальных счётов) – ценится намного выше. Именно анзан помог двадцатидвухлетнему японцу Наофуми Огасаваре занять первое место на Чемпионате мира по ментальным вычислениям 2012 года, который проходил в Германии. Также ментальная арифметика лежит в основе соревнования, известного как "Flash Anzan", во время которого участники должны за отведённое время сложить трёхзначные числа, отображаемые на экране. Благодаря «воображаемому калькулятору», наиболее опытные участники состязания способны вычислить сумму пятнадцати трёхзначных десятичных чисел менее чем за две секунды. Их ментальные счёты работают так быстро, что они даже не могут вспомнить хотя бы несколько трёхзначных чисел, которые появлялись на экране.
С навыками, основанными на ментальной практике, также знакомы те, кому нужно регулярно практиковать физические движения, например, музыканты или спортсмены. Профессиональные музыканты для оттачивания навыков, казалось бы, нуждаются в реальных инструментах, однако оказывается, что наличие ментальной копии ничем не хуже. Музыкальное сообщество узнало об этом ещё несколько десятилетий назад. Известные пианисты Владимир Горовиц и Артур Рубинштейн оба, но по разным причинам, использовали технику ментальной репетиции, играя музыкальные произведения на воображаемом пианино. Дело в том, что Горовиц не уважал никакие другие инструменты, кроме своего любимого фортепиано "Steinway"; в свою очередь, Рубинштейн не любил часами просиживать за пианино. Похожая история была описана в книге Мэтью и Сандры Блеейксли «Тело имеет собственный разум» (2007 год): один скрипач провёл семь лет в тюрьме без своего инструмента, однако каждую ночь он мысленно практиковал игру на скрипке. В тот день, когда его освободили, он дал удивительный концерт. Воображаемые движения, которые скрипач отрабатывал в своей голове, находясь в тюремном заключении, помогли ему не потерять навыки мелкой моторики.
Сегодня нейронаука только начинает изучать музыкантов, которые мысленно практикуют игру на том или ином музыкальном инструменте. И хотя многие детали по-прежнему являются в некоторой степени неуловимыми, ключ к успеху ментальных образов заключается в том, что во время реальных и ментальных репетиций задействуются одни и те же неврологические области. Согласно результатам исследования, проведённого Альваро Пасквалем-Леоном из Гарвардской медицинской школы, это относится даже к тем людям, которые не имеют музыкального образования. Сначала Паскваль-Леон и его коллеги показали двум группам испытуемых, которые не имели какого-либо отношения к миру профессиональной музыки, базовое упражнение игры на фортепиано. Затем они попросили первую группу практиковать игру на пианино традиционным способом, а другую – мысленно. Участники исследования должны были делать это два часа в сутки в течение пяти дней подряд. В конце исследования учёные сопоставили особенности мозговой деятельности испытуемых из обеих групп и обнаружили, что они были одинаковыми. По сути, мозг едва мог уловить разницу между реальной и воображаемой репетициями. Иными словами, целенаправленная ментальная симуляция является отличной заменой реальным движениям. К такому выводу пришла группа немецких учёных, которая в 2004 году провела исследование на тему ФМРТ. Активизация, безусловно, является сильнее и масштабнее в ходе фактического исполнения музыки, однако ментальной репетиции также присуща большая часть его основных особенностей. Выходит, что мысленное представление того или иного действия либо ощущения, с неврологической точки зрения, является аналогичным его непосредственному выполнению.
Сравнение активизации лобной и теменной зон во время реальной (слева) и воображаемой (справа) игры на музыкальном инструменте
Очень похожими, но ещё более поразительными являются доказательства, связанные с физическими тренировками. Выполнение сложных упражнений в уме практически так же эффективно, как и занятия спортом в реальности. В 2004 году группа исследователей из Фонда Кливлендской клиники решила выяснить, сможет ли ментальное выполнение несложных физических упражнений привести к реальным изменениям тела. Одна группа испытуемых регулярно выполняла физическое упражнение, связанное с движением пальца в сторону; другая повторяла то же самое, но только мысленно; третьей (контрольной) вообще поручили ничего не делать. Спустя двенадцать недель среди членов первой группы отмечалось увеличение силы пальца на 53%. У контрольной группы никаких изменений не наблюдалось. Что касается участников второй группы, то у них сила пальца увеличилась на 35%, однако они для этого и пальцем не пошевелили.
В 2007 году учёные, проводившие исследование, нацеленное на мышцы бедёр, получили подобные результаты. Члены группы студентов, которая занималась в тренажёрном зале, увеличили силу мышц бедёр на 28,3%. В контрольной группе не наблюдалось никаких изменений. А те студенты, которые тренировали свои мышцы при помощи ментальных усилий, увеличили их силу на 23,7%. О чём это говорит? Ментальный фитнес такой же эффективный, как и занятия в тренажёрном зале, однако стоит дешевле.
Учёные до сих пор пытаются понять, почему так происходит. Очевидно, что мозг оказывается обманутым (во время ментальных тренировок двигательные нейроны получают довольно мощные сигналы, которые, в свою очередь, стимулируют укрепление мышц), однако подробности пока остаются туманными. Ясно лишь одно: человеческое воображение действительно способно творить чудеса.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье сайта damninteresting.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: