На самом деле ничто в этом мире не имеет названия
|
Мне всегда нравились приключенческие игры 1980-х и 1990-х годов, такие как Zork и Myst, где вы просыпаетесь в странном месте, понятия не имея, где вы находитесь или даже кто вы. Вы должны восстановить контекст, бродя вокруг, нажимая кнопки, заглядывая за настенные картины и читая заметки, оставленные незнакомцами, которые были там до вас.
Такие игры мне кажутся увлекательными потому, что быть человеком значит именно это.
Ваша жизнь началась с сингулярности. Личный Большой Взрыв. Без предупреждения вы вырвались из бессознательного состояния и погрузились в море света, цвета, запаха, лиц, чувств и других совершенно неожиданных явлений, и вам ничего не оставалось делать, как научиться ориентироваться в нём. Ни контекста, ни объяснений вам не предоставили. Всё случалось само по себе.
На этой ранней стадии вы ничего не знаете о мире, кроме того, что чувствуете в тот или иной момент. Ощущения новые, мощные и настоящие. Это поток, который постоянно нарастает, и однажды вы поймёте, что он никогда не утихнет. Это странное состояние, когда вас бросает в море чувств, которое вы предпочтёте называть «существованием» или «жизнью», не имеет точки отсчёта; есть всего одна неявная задача – разобраться во всём этом.
В самом начале у вас не так много инструментов, чтобы плыть по бурному морю. Вы можете двигать руками и ногами и кричать. Всё, что вам остаётся делать – это наблюдать. Затем появляются намёки на порядок. Вас кормят. В одни дни вы чувствуете себя хорошо, в другие – плохо. В небе есть яркий свет, который то появляется, то исчезает. То же самое касается мамы.
Когда вы приобретаете способность к самостоятельному передвижению, ваши возможности наблюдать расширяются. Каждый раз, когда вы поворачиваете голову, вы становитесь свидетелем невероятных явлений. Муравьи. Пылинки. Смех. Пол с неровностями. Вкус собственных ногтей. Неожиданное состояние бытия остаётся загадочным, но некоторые явления становятся всё более знакомыми по мере повторения.
Открытия не прекращаются. Оказывается, помимо вас, есть и другие люди. Вы приходите к пониманию того, что с вами постоянно что-то происходит. То же самое касается и окружающих. Требуются годы, чтобы постичь это.
Сложность повышается, когда в вашей жизни появляется понятие языка. Используя слова, взрослые описывают неожиданно обширный контекст, который выходит за рамки вашей повседневной жизни. Оказывается, весь ваш мир – дом, место, где живёт бабушка, продуктовый магазин и всё, что вы когда- либо видели – находится на крошечном участке невероятно большого шара, покрытого растениями и водой.
Ещё один удивительный факт: мир вокруг вас зародился не тогда, когда вы появились на свет. Вы пришли в него в один случайный год из тысяч пронумерованных. Так много событий уже успело произойти. Вы уверены, что ваша старшая сестра когда-то была такой же маленькой, как и вы, и что вы были меньше, чем сейчас, а в какой-то момент вас вообще не существовало. В качестве доказательств вам показывают фотографии.
Вы узнаёте о более широком контексте истории. Когда-то люди ездили верхом на лошадях. А до этого они пешком преодолевали нужные расстояния. Ваши предки возникли давным-давно. Ваш город когда-то был одиноким изгибом реки, о котором знали только птицы.
Вы учите названия вещей. Дерево. Плакать. Фиолетовый. Существует много разных звуков и символов. Люди используют их слишком часто, поэтому они забывают о том, что названия вообще не принадлежат вещам – они были добавлены для удобства. В каждом месте употребляют свои уникальные слова.
Вы узнаёте о том, что нормально, что ожидаемо, а что недопустимо. Вы получаете советы – в основном непрошеные – о том, как следует проживать эту загадочную жизнь. В основном вы должны доказывать другим свою ценность, зарабатывать деньги, чтобы обменять их на товары и услуги, найти вторую половинку и, возможно, служить сверхъестественным существам. Вам настоятельно рекомендуется производить на свет больше людей.
Вы накапливаете тысячи историй, концепций и мнений, объединяя их в ментальную карту Вселенной, которая примерно объясняет, как части образуют целое, начиная от муравьёв и травы и заканчивая поведением за столом и физикой велосипеда. Вы расширяете карту по мере продвижения вперёд, отвергая любые мнения, которые кажутся вам неправильными, и постепенно выстраивая контекст и стратегию для загадочного состояния, которое началось много лет назад. Примерно через десять лет непрерывного сбора заметок и концепций вы больше не пребываете в полной растерянности по поводу всего происходящего – по крайней мере, вы не чувствуете себя так, как когда впервые появились из ничего.
Поскольку вы сильно зависите от карты, легко забыть, что это всего лишь карта, которую вы создали сами, в основном из подержанных материалов. Независимо от того, насколько хороша ваша карта, это не территория. Знание психологии не раскрывает таинственный опыт наличия мыслей. Определение понятия «длина волны света» не объясняет вам, почему синий цвет – синий, а красный – красный. Несмотря на то, что вы полагаетесь на карту, вы всегда находитесь только на территории, а территория не состоит из концепций. Территория – это дикая местность. Вы можете дать её частям названия и номера, но она никогда ими не станет.
Я понятия не имею, имеет ли всё это какой-либо смысл для кого-либо ещё. Я пытаюсь провести различие, которое, по моему мнению, важно для нашего благополучия. Когда вы рассматриваете карту как саму жизнь, ваше существование может казаться скучным, ограниченным и напряжённым, потому что вы думаете, будто видите, куда ведут все дороги и где находятся границы. Жизнь превращается в скучную игру по распознаванию шаблонов; вы можете предугадать, что произойдёт сегодня или на следующей неделе, и выполняете необходимые процедуры. Вы почти не видите смысла в том, что жизнь – это поразительное, непрерывное, бессловесное откровение, которым она является для любого новичка или достаточно проницательного наблюдателя.
Неважно, сколько новых концепций вы наносите на карту, ощущение того, что вы живы, остаётся по сути своей загадочным – вы аналогичным образом чувствовали себя, когда родились в великом необъяснимом море. Вы продолжаете быть тем самым существом, которое однажды проснулось в Zork, только теперь за вашими плечами – годы исследований. Не позволяйте всем этим концепциям одурачить вас – тот факт, что жизнь вообще происходит, никогда по-настоящему не объяснялся.
Вы можете снова научиться видеть загадочность в мире – намеренно. Смотрите на то, что перед вами, глазами младенца. Это всё просто текстуры и чувства, у которых нет настоящих названий, они необъяснимы. Такой взгляд на мир приносит компульсивному картографу определённое облегчение, потому что то, что находится перед вами, никогда не бывает таким навязчивым и суетливым, как карта.
Взрослому трудно преодолеть привычку рассматривать карту как территорию. Вот почему я всегда советую весьма странные упражнения – например, притворяться, будто вы только недавно родились, или представлять, что вас нет в комнате или вы прилетели с другой планеты.
Всё сводится к тому, чтобы просто наблюдать – видеть то, что есть, и ничего больше, как раньше. Заблудитесь в тонких волосках моркови с огорода, замысловатом плетении ремня безопасности и слабых, размытых очертаниях ваших ресниц. Это реальный мир. И ничто в нём не имеет названия.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье David Cain
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: