Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
История о том, как Пабло Пикассо был арестован за кражу «Моны Лизы»
Познавательное

История о том, как Пабло Пикассо был арестован за кражу «Моны Лизы»

Админчег Muz4in.Net Тэги




Леонардо да Винчи начал работу над «Моной Лизой» примерно в 1503 году, как считается, по заказу Лизы Герардини, третьей жены торговца шёлком Френческо дель Джокондо. Что касается того, почему да Винчи так и не выполнил его, было высказано предположение, что вскоре после этого он получил гораздо более прибыльный заказ и, таким образом, отказался от картины в тот момент. Другая гипотеза заключается в том, что он, возможно, сделал две версии картины, сохранив одну и отдав другую. Как бы то ни было, да Винчи продолжал работать над «Моной Лизой» («мона» означает «мадам») примерно до 1517 года. Сегодня «Мона Лиза» считается самой известной картиной в мире, но так было не всегда: лишь в середине 19-го века французские искусствоведы начали рассматривать её как образец ренессансных методов живописи. На самом деле, в 18-м веке король Людовик XV фактически бесцеремонно убрал картину с почётного места в Версале и отдал её хранителю королевских зданий.

К концу 19-го века, однако, «Мона Лиза» обрела огромную популярность среди любителей искусства во всём мире, но для широкой публики она всё ещё оставалась малоизвестной. Однако всё изменилось, когда картина была украдена в 1911 году. Вскоре после этого художник Пабло Пикассо был арестован за кражу.

Так был ли Пикассо действительно замешан в преступлении и как эта кража привела к тому, что «Мона Лиза» стала самой известной картиной в мире?

Эта история началась во вторник 22 августа 1911 года. В то утро французский художник Луи Беро прибыл в Лувр с намерением написать копию «Моны Лизы». К несчастью для него, когда он вошёл в Квадратный салон, там, где должна была висеть «Мона Лиза», ничего не было. Беро поинтересовался у ближайшего охранника, куда подевалась картина. Охранник предположил, что её, должно быть, забрал отдел фотографии, поскольку они часто так делали без предупреждения.

Не удовлетворившись этим объяснением, Беро потребовал от охранника выяснить, где находится картина и когда её вернут. Однако после продолжительных поисков охранник не смог найти никого, кто бы знал хоть что-нибудь о том, что случилось с картиной. Вскоре после этого Лувр был закрыт; сотрудники и французская полиция обыскали более 1000 помещений музея. Но безрезультатно – «Мона Лиза» исчезла.

После этого правоохранительные органы по всей Франции пытались обеспечить безопасность границ на случай, если вор попытается покинуть страну с картиной. Они тщательно обыскивали багаж людей, выезжавших из страны. Корабли, которые отплыли после кражи, но до начала поисковых работ, были впоследствии обысканы, когда достигли места назначения.

Власти также допросили и изучили каждого сотрудника Лувра. В конце концов, выяснилось, что картина ещё висела в воскресенье, но во вторник её уже не было. Единственными, кто имел доступ к зданию в понедельник, были сотрудники, работавшие в тот день. И даже если это был не кто-то из них, учитывая такое количество людей в здании, кто-то должен был что-то заметить. Но эта цепочка расследования ни к чему не привела.

Для прессы это был знаменательный день. Французские издания начали предлагать награду за информацию, которая приведёт к безопасному возвращению картины. Так, газета Journal de Paris объявила о сумме в размере 50000 франков (около €198000 или $220000 сегодня).

Когда музей, наконец, открылся в начале сентября, посетители хлынули к месту, где когда-то висела «Мона Лиза». Начинающий писатель Франц Кафка посетил Лувр специально для того, чтобы посмотреть на пустую часть стены. В своём дневнике он отметил: «Волнение и толпы людей, как будто "Мона Лиза" была только что украдена».

Тем не менее, не было никаких следов и зацепок, пока полиция не узнала о местонахождении ряда других предметов, которые также были украдены из Лувра.

Это подводит нас к Пабло Пикассо.

Когда Пикассо посетил Париж в 1900 году, помимо множества других творческих людей, он познакомился и подружился с поэтом Гийомом Аполлинером. У Аполлинера, в свою очередь, был секретарь по имени Жери Пьере. Зная любовь, которую Пикассо питал к иберийским скульптурам 3-го и 4-го веков, выставленным тогда в Лувре, Пьере решил просто пойти в музей и взять пару из них. Поскольку в огромном музее в то время работало не так много охранников, выполнить кражу не составило особого труда.

Когда Пьере представил статуи Пикассо, они понравились ему. Аполлинер и Пикассо в конечном итоге заплатили Пьере 100 франков (около $440 сегодня) за украденные предметы. Пикассо, по сути, использовал лицо одной из статуй в своём знаменитом шедевре 1907 года «Авиньонские девицы».

В 1911 году Пьер оказался на мели и решил украсть больше вещей из Лувра, чтобы впоследствии продать их. Когда Аполлинер узнал об этом, он вышвырнул его из своих апартаментов – как раз в тот день, когда была украдена «Мона Лиза».

Поскольку предметы, украденные из Лувра, теперь пестрили в новостях на первых полосах, у Аполлинера и Пикассо возникла небольшая проблема: они не держали украденные статуи в секрете. Аполлинер хранил одну из них на каминной полке в течение некоторого времени, на виду у многочисленных гостей, включая журналистов. Это был только вопрос времени, когда власти придут к нему с обыском.

Ситуация стала ещё хуже, когда, возможно, с целью отомстить или заработать деньги Пьере сообщил Journal de Paris, что он знает, где находится пара других украденных предметов из Лувра.

Излишне говорить, что в этот момент Аполлинер и Пикассо пребывали в некоторой панике. Как отмечает давняя любовница Пикассо Фернанда Оливье:

«Они были похожи на раскаивающихся детей, которые были охвачены страхом и строили планы бегства из страны. Они хотели немедленно избавиться от компрометирующих предметов. В конце концов, они решили ночью выбросить чемодан со скульптурами в Сену. Они покинули дом около полуночи с чемоданами в руках. Они вернулись в два часа ночи совершенно уставшие, так ничего и не сделав с чемоданами и их содержимым. Они бродили туда-сюда, не в силах избавиться от предметов. Они думали, что за ними следят. Их воображение придумывало тысячи вариантов возможных событий, каждый из которых был более нелепым, чем предыдущий».

Будучи не в силах заставить себя избавиться от этих конкретных фрагментов истории, Аполлинер решил отдать их редактору Journal de Paris Андре Сальмону. Он должен был вернуть их обратно, не выдавая того, кто их принёс ему. Но когда полиция прижала его к стенке, он проболтался.

Аполлинер был вскоре арестован и стал главным подозреваемым в деле о краже «Моны Лизы». Вслед за ним полиция задержала Пикассо, чья квартира была тщательно обыскана на предмет пропавшей картины. Пока эти двое находились в тюрьме, в газетах прошёл слух о предполагаемой банде радикальных художников во главе с Пикассо и Аполлинером, которые управляли международной группой воров предметов искусства.

8 сентября Пикассо и Аполлинер предстали перед судьёй Анри Дриу. Оба впадали в истерику, рассказывая ему истории, противоречившие тому, что они говорили ещё несколько мгновений назад. В какой-то момент Пикассо настолько отчаялся, что решил заявить, будто он не знает Аполлинера, несмотря на то, что всем было хорошо известно, что они были близкими друзьями.

Об этом заявлении спустя десятилетия Пикассо так говорил в интервью: «Когда судья спросил меня: "Вы знаете этого джентльмена?" Я ответил: "Я никогда прежде не видел этого человека"… Я заметил, как изменилось выражение лица Гийома. Кровь отхлынула от его лица. Мне всё ещё стыдно за это».

Оба мужчины в разные моменты срывались и плакали, умоляя суд о прощении. В конечном счёте, судья решил, что пара не имела никакого отношения к краже «Моны Лизы» и ничего не знала о том, кто её украл. Хотя они формально сознательно покупали и хранили украденные вещи, он отпустил их, и они были освобождены через 4 дня, 12 сентября.

Через два года сотрудники Лувра отказались от надежд на возвращение «Моны Лизы». Некоторое время они выставляли её копию, но, в конце концов, решили заменить её портретом Бальдассаре Кастильоне Рафаэля.

В течение этого периода времени иногда поступали сообщения о том, что картина нашлась и была выставлена на продажу, однако ни одно из них не подтвердилось. В ноябре 1913 года, однако, история приняла неожиданный поворот. Именно тогда арт-дилер из Флоренции (Италия), Альфредо Джери, получил письмо от человека, который представился «Леонардом».

Леонард утверждал, что у него появилась «Мона Лиза», и он хотел бы встретиться, чтобы передать её. После обмена письмами Джери привлёк к делу Джованни Поджи из Галереи Уффици во Флоренции. Для чего? Дело в том, что у Поджи были фотографии настоящей «Моны Лизы», отображавшие детали, о которых мало кто знал. Эти фотографии позволили бы легко определить, была ли картина Леонарда настоящей или просто ещё одной подделкой среди множества тех, что появились с тех пор, как картина была украдена.

После ряда отказов Леонард, наконец, согласился встретиться с этими двумя мужчинами. Однако перед назначенной встречей он неожиданно появился в галерее Джери. Он подтвердил, что у него есть «Мона Лиза» и что она действительно настоящая. Когда его спросили, откуда у него такая уверенность, он смело признался, что это он украл её из Лувра. Когда Джери спросил Леонарда о том, сделал ли он это в одиночку, того охватило смятение. Он ответил: «Больше "да", чем "нет"».

Затем они договорились о гонораре для Леонарда: картину планировалось продать за 500000 лир (около 1,8 миллиона евро или 2 миллионов долларов) итальянскому правительству – вознаграждение, которое обещали за «Мону Лизу» в то время газеты, было примерно в десять раз больше этой суммы.

Позже Джери и Поджи встретились с Леонардом в отеле, где последний достал белый кофр. Когда он открыл его, никакой «Моны Лизы» внутри не было, что подтвердило подозрения Джери о том, что всё это было мистификацией, поскольку в кофре было полно «жалких предметов: порванные ботинки, искорёженная шляпа, пара плоскогубцев, инструменты для штукатурных работ, рабочий халат, несколько кистей и даже мандолина».

Добравшись до фальшивого дна сундука, Леонард достал предмет, завёрнутый в красный шёлк. – Позже Джери заявил: «Перед нашим изумлённым взором предстала божественная "Мона Лиза", нетронутая и прекрасно сохранившаяся».

Затем мужчины убедили Леонарда пойти с ними в Галерею Уффици, чтобы они могли сравнить картину с фотографиями и подтвердить, что это действительно пропавший шедевр. Когда они это сделали, то обнаружили, что всё идеально совпало. У них была настоящая «Мона Лиза».



Затем оба эксперта попросили Леонарда оставить картину в галерее и вернуться в отель, пока они будут собирать деньги. Естественно, вместо этого они уведомили полицию, которая арестовала Леонарда в отеле почти сразу же после того, как он вернулся в свой номер. Что касается Джери, то он получил кругленькую сумму в размере 25000 франков (около 110000 долларов сегодня) в качестве вознаграждения от Лувра и был награждён орденом Почётного легиона французским правительством... Конечно, после этого он подал в суд на французское правительство, чтобы получить 10% от стоимости картины, но решение было вынесено не в его пользу.

Так кем же на самом деле был Леонард и как ему удалось заполучить «Мону Лизу»?

Леонард оказался неким Винченцо Перуджи. Будучи урождённым итальянцем, в свои двадцать лет он решил переехать в Париж вместе с братьями. Когда он не нарушал закон – однажды он даже пытался ограбить проститутку, которая посадила его за решётку – он перебивался случайными заработками, включая работу на стройке.

Он якобы даже помог установить защитную конструкцию вокруг «Моны Лизы». Это было сделано в 1910 году после того, как сотрудники музея получили письмо, содержавшее угрозы безопасности «Моны Лизы». Затем они заключили контракт с фирмой Cobier, чтобы заключить одни из наиболее ценных картин в защитные стеклянные корпусы. Перуджи в то время как раз работал в Cobier. Он почти каждый день приходил в Лувр с октября 1910 года по январь 1911 года, что помогло ему хорошо ознакомиться с планировкой музея.

Что касается того, как он украл картину, многие детали всё ещё остаются неясными, поскольку показания Перуджи значительно варьировались по нескольким пунктам на протяжении всего процесса допроса и суда, а некоторые части его истории вообще были лишены какого-либо смысла. Всё это считалось любопытным, поскольку он уже признался в преступлении как Джери, так и властям. Ему не было смысла лгать о том, как он это сделал, если только он не защищал других людей, вовлечённых в преступление.

Как бы то ни было, общепринятой историей является то, что Перуджи проскользнул в подсобное помещение в воскресенье и провёл там ночь. Затем он появился в музее в белом халате, чтобы слиться с другими рабочими. По его словам, он нацелился на «Мону Лизу» потому, что это «была самая маленькая картина и самая лёгкая для транспортировки».

Перуджи, рост которого составлял всего 160 сантиметров, предположительно, снял картину весом 91 кг (вместе с тяжёлой рамой) со стены, несмотря на то, что она весила значительно больше, чем он сам – один из многих факторов, которые навели на мысль о том, что на самом деле он, скорее всего, работал не в одиночку.

И если вы сейчас задаётесь вопросом, почему картину никак не закрепили на стене, то ответ заключается в том, что это было сделано на случай пожара, чтобы сотрудники могли легко её снять и отнести в безопасное место.

В любом случае, Перуджи утверждает, что он извлёк картину из корпуса, обернул её белой тканью и, предположительно, каким-то образом спрятал её под своим халатом, несмотря на то, что её размеры – 53×76 см – составляли примерно половину его роста. Кроме того, картина была шире, чем он сам.

Если вам интересно, почему он не попытался свернуть её: это было невозможно, поскольку «Мона Лиза» написана не на холсте, а на деревянных плитах.

Спустившись по лестнице на первый этаж, Перуджи столкнулся с большой проблемой – дверь внизу была заперта, и ключ к ней, который он непонятным образом раздобыл, не подходил. С помощью отвёртки, которую он держал в руке, ему удалось снять дверную ручку, и в этот момент его обнаружил водопроводчик по имени Сове. По-видимому, не увидев ничего подозрительного ни в отсутствующей дверной ручке, ни в огромной квадратной выпуклости, которая якобы была под халатом Перуджи в тот момент, если верить словам Перуджи, Сове дал ему плоскогубцы, которые облегчили задачу по открытию двери.

Затем Перуджи смог покинуть музей, когда охранник у главного входа ненадолго оставил свой пост, чтобы набрать ведро воды и вымыть пол в вестибюле. Оказавшись на улице, Перуджи выбросил дверную ручку, которую позже нашла полиция, и отправился домой.

Оказавшись достаточно умным, чтобы не попытаться покинуть Париж с картиной во время шумихи, Перуджи ждал 28 месяцев, чтобы вернуться в Италию. В конце концов, ему удалось это сделать, картина при этом была спрятана в тайном отсеке его кофра.

Несмотря на сильные подозрения, что без помощи он не справился бы, Перуджи утверждал, что он работал один и хотел вернуть «Мону Лизу» в её законный дом в Италии.

Похоже, у него сложилось ошибочное впечатление, что картину украл и увёз во Францию Наполеон. Фактически, сам да Винчи привез её с собой во французский двор за пару сотен лет до Наполеона, а его помощник в конечном итоге продал её королю Франциску I. После революции картина стала собственностью нового правительства.

В то время как широкая публика в Италии, казалось, клюнула на патриотический оттенок истории, причём некоторые провозглашали Перуджи героем, председательствующий судья не купился на это. Приведём следующий диалог:

Судья: Это правда, что Вы пытались продать «Мону Лизу» в Англии?

Перуджи: Что? Я не предлагал «Мону Лизу» англичанам! Кто Вам это сказал? Это ложь!

Судья: Это сказали Вы, во время одного из допросов, запись которого лежит на моём столе.

Перуджи: Не стоило воспринимать мои слова всерьёз! Я протестую против того, что я хотел продать картину в Лондоне, это ложь! Я хотел вернуть её в Италию, именно это я и сделал.

Судья: Тем не менее, вы действовали не без корысти – вы ожидали получить выгоду от возвращения картины.

Перуджи: Выгода, выгода – по крайней мере, не то, что произошло со мной…


В конце концов, Перуджи был осуждён, но отделался относительно лёгким приговором – всего лишь год и пятнадцать дней в тюрьме. После апелляции его адвокатам удалось добиться сокращения срока наказания до семи месяцев.

Поскольку он уже отсидел больше этого времени с момента ареста, он был немедленно освобождён и в конечном итоге вернулся во Францию, где он прожил до конца своей жизни, работая, среди прочего, маляром до своей смерти в 1925 году в возрасте 44 лет.

Что касается «Моны Лизы», то первоначально среди членов итальянского правительства велись споры относительно того, следует ли им вернуть картину во Францию или отставить в Италии, но в конечном итоге они решили следующее:

«"Мона Лиза" будет доставлена французскому послу с торжественностью, достойной Леонардо да Винчи, и духом счастья, достойным улыбки "Моны Лизы". Хотя шедевр дорог всем итальянцам как одно из лучших произведений гения их расы, мы охотно вернём его в приёмную страну... как символ дружбы и братства между двумя великими латинскими нациями».

В знак благодарности французское правительство разрешило выставить «Мону Лизу» в нескольких музеях Италии, прежде чем забрать её обратно.

После того картина украшала первые полосы газет по всему миру в результате шумихи после первой кражи, а затем снова, когда она была обнаружена, и ещё раз во время возвращения во Францию, она стала считаться самым известным и самым ценным произведением искусства в мире. Лувр отметил, что 100000 человек пришли посмотреть на картину в первые два дня после её возвращения, и это был один из самых массовых наплывов посетителей с тех пор. Как сокрушался искусствовед Роберт Хьюз: «Люди пришли не для того, чтобы посмотреть на картину, а чтобы сказать, что они её видели... Картина совершила скачок от произведения искусства к иконе массового потребления».

Бонусный факт:

В 1923 году американский журналист Карл Декер написал статью для Saturday Evening Post, где он утверждал, что его знакомый, мошенник, известный как Маркиз де Валиферно, признался в том, что стоит за кражей «Моны Лизы». Валиферно сказал, что он придумал этот план как способ обобрать американских миллионеров. Он якобы сделал шесть чрезвычайно хороших подделок картины, а затем заключил контракт на их продажу шести различным миллионерам. Затем он нанял Перуджи, чтобы украсть настоящую «Мону Лизу». Позже он отметил о краже: «Украсть "Мону Лизу" было так же просто, как сварить яйцо на кухне. Наш успех зависел от одного – того факта, что рабочий в белом халате в Лувре так же свободен от подозрений, как недосиженное яйцо». После того как картина была украдена, он передал шесть подделок соответствующим покупателям, выдав их за настоящие. Он никогда не собирался продавать настоящую картину, поскольку это было слишком рискованно по сравнению с продажей подделок. Таким образом, он позволил Перуджи сохранить оригинал. Как бы то ни было, он утверждает, что у Перуджи было два сообщника, которые помогли ему донести картину до лестницы, но которые скрылись, когда услышали, что кто-то приближается, когда они пытались открыть дверь. Неясно, насколько правдива история Валиферно, поскольку он не предоставил никаких доказательств, чтобы подкрепить свой рассказ о краже.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта todayifoundout.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: