#фейковая_свобода
|
Должно быть, это странное время, чтобы быть суперуспешным бизнесменом. С одной стороны, дела идут лучше, чем когда-либо. В мире больше богатства, чем раньше, прибыль постоянно бьёт рекорды, продуктивность и рост идут вверх. Тем не менее, неравенство доходов стремительно растёт, политическая поляризация разрушает семьи, и, кажется, корпоративная чума распространяется по всему миру.
Таким образом, и хотя в мире бизнеса наблюдается изобилие, часто из ничего возникает странный вид защитной реакции. И эта защитная реакция, как я заметил, всегда принимает одну и ту же форму, от кого бы она ни исходила. Она говорит: «Мы просто даём людям то, чего они желают!»
Будь то нефтяные компании, жуткие рекламодатели или Facebook, который ворует ваши чёртовы данные, каждая корпорация, вступив в дерьмо, соскребает его со своих ботинок, отчаянно напоминая всем, что они просто пытаются дать людям то, что они хотят – более быструю скорость загрузки, более комфортный в использовании кондиционер, более экономный расход топлива, более дешёвый триммер для удаления волос из носа – и как это может быть неправильным?
И это правда. Технологии дают людям то, чего они хотят, быстрее и эффективнее, чем когда-либо прежде. И хотя мы все любим поливать грязью владельцев корпораций из-за их неэтичных поступков, мы забываем, что они всего лишь исполняют наши рыночные желания. Они удовлетворяют наши потребности. И если мы избавимся от Facebook или какой-либо другой корпорации, представляющей собой сущее зло, на её месте появится что-нибудь ещё.
Так что, возможно, проблема не только в кучке жадных руководителей, которые курят сигары, гладят злых кошек и истерически смеются над тем, сколько денег они зарабатывают.
Может быть, то, что мы хотим – полный отстой.
Например, я хочу, чтобы в моей гостиной всегда был огромный пакет с зефиром. Я хочу купить особняк за восемь миллионов долларов, заняв деньги, которые никогда не смогу вернуть. Я хочу каждую неделю отдыхать на новом пляже и питаться стейками из мраморной говядины.
То, что я хочу, чертовски ужасно. Это потому, что за мои желания отвечает Чувствующий Мозг, а он похож на проклятого шимпанзе, который только что осушил бутылку текилы, после чего принялся дрочить в неё.
Следовательно, я бы сказал, что принцип «Давать людям то, чего они желают» – это довольно низкая планка, с этической точки зрения. Принцип «Давать людям то, чего они желают» работает только тогда, когда вы предоставляете им инновации, такие как синтетическая почка или то, что предотвращает их автомобиль от спонтанного возгорания. Давать людям то, чего они желают. Но давать людям слишком много отвлечений, которых они жаждут – это опасная игра. Во-первых, многие хотят ужасных вещей. Во-вторых, большинство людей легко заставить хотеть то, что в действительности им не нужно. В-третьих, поощрение людей избегать боли посредством всё большего количества отвлечений делает их более слабыми и хрупкими. И в-четвёртых, я не хочу, чтобы грёбаная реклама Skynet следовала за мной повсюду и копалась в моей грёбаной жизни в поисках данных. Однажды я как-то заговорил со своей женой о поездке в Перу, но это не значит, что в течение шести недель мой телефон следует атаковать фотографиями Мачу-Пикчу.
Я серьёзно: прекратите слушать мои грёбаные разговоры и продавать мои данные любому, кто готов вам заплатить за это.
Итак, на чём я остановился?
Как ни странно, маркетолог по имени Эдвард Бернейс предвидел это ещё в 1920-х годах – он говорил о жуткой рекламе, вторжении в частную жизнь и превращение большей части населения в послушных рабов посредством бездумного потребительства. Чувак был своего рода гением. Кроме того, он поддерживал всё это – так что его можно считать злым гением.
Политические убеждения Бернейса были ужасными. Он верил в то, что, как я полагаю, можно назвать «диетическим фашизмом»: порочное авторитарное правительство, но без лишних калорий в виде геноцида. Бернейс считал, что массы опасны и должны контролироваться сильным централизованным государством, но он также признавал, что кровавые тоталитарные режимы не совсем идеальны. По его мнению, новая наука, маркетинг, предоставляла правительствам возможность влиять и успокаивать своих граждан без необходимости калечить и пытать их.
Бернейс утверждал, что свобода для большинства людей была невозможной и опасной. Он прекрасно понимал, что общество не должно терпеть, когда Чувствующий Мозг каждого пытается управлять шоу. Общества нуждались в порядке, иерархии и власти, а свобода была полной противоположностью тому. Он рассматривал маркетинг как невероятный новый инструмент, который может дать людям ощущение свободы, тогда как на самом деле вы предоставляет им ещё несколько вкусов зубной пасты на выбор.
К счастью, западные правительства (по большей части) никогда не опускались так низко, чтобы напрямую манипулировать своим населением посредством рекламных кампаний. Вместо этого произошло обратное. Корпоративный мир настолько преуспевал в том, чтобы давать людям то, чего они хотели, что постепенно стал приобретать всё больше и больше политического влияния. Правила были нарушены. Бюрократическому надзору пришёл конец. Приватность стала размытой. Деньги перемешались с политикой. Почему всё это произошло? Ну, они просто давали людям то, чего они желали.
Но, чёрт возьми, давайте на чистоту: «давать людям то, чего они желают» – это просто #фейковая_свобода, потому что большинство из нас стремятся к отвлечениям. А когда мы попадаем в поток отвлечений, происходит несколько вещей.
Во-первых, мы становимся более хрупкими. Наш мир сжимается, чтобы соответствовать размеру наших постоянно уменьшающихся ценностей. Мы становимся одержимыми комфортом и удовольствием. И любая возможная потеря этого удовольствия кажется нам катастрофической и несправедливой. Я бы сказал, что сужение нашего концептуального мира – это не свобода, а наоборот.
Во-вторых, мы становимся склонными к серии низкоуровневых моделей аддиктивного поведения – компульсивная проверка телефона, электронной почты, Instagram; компульсивный просмотр до конца телесериала, который нам не понравился; репост возмутительных статей, которые мы даже не удосужились прочитать; принятие приглашений на вечеринки и мероприятия, которые нам не нравятся; путешествия не потому, что мы хотим, а ради галочки. Компульсивное поведение, направленное на переживание большего числа вещей – это не свобода; опять же, всё наоборот.
В-третьих, неспособность идентифицировать, терпеть и искать негативные эмоции – это своего рода ограничение. Если вы чувствуете себя хорошо только тогда, когда в вашей жизни есть счастье и красивая «девушка с обложки», угадайте, что? Вы не свободны. Вы на другом конце свободы. Вы пленник собственных потворств, порабощённый собственной нетерпимостью, искалеченный собственной эмоциональной слабостью. Вы будете постоянно чувствовать потребность в каком-то внешнем комфорте или одобрении, которые вы можете никогда не получить.
В-четвёртых, парадокс выбора. Чем больше вариантов нам предлагают (то есть чем больше у нас «свободы»), тем меньше мы чувствуем удовлетворения от того, что имеем. Скажем, Джейн приходится выбирать между двумя коробками хлопьев, а Майку – между двадцатью, но это не значит, что у Майка больше свободы, чем у Джейн. У него больше разнообразия. Вот в чём суть. Разнообразие – это не свобода. Разнообразие – это просто разные варианты одного и того же бессмысленного дерьма. Если бы парень в форме СС приставил к голове Джейн пистолет и закричал «Ешь эти чёртовы хлопья!» с ярко выраженным баварским акцентом, тогда у Джейн было бы меньше свободы, чем у Майка. Позвоните мне, когда такое произойдёт.
В этом заключается проблема возвышения свободы над человеческим сознанием. Большее количество вещей не делает нас свободнее, они заключают нас в тюрьму беспокойства о том, правильный ли выбор мы сделали. Большее количество вещей заставляет нас относиться к себе и другим людям как к средствам, а не целям. Мы становимся более зависимыми от бесконечных циклов надежды.
Если погоня за счастьем тянет всех нас обратно в детскость, то фейковая свобода организовывает заговор, чтобы удержать нас там. Потому что свобода не в том, чтобы выбирать между различными видами хлопьев, местами для отдыха, чтобы делать селфи, или спутниковыми каналами, под которые стоит засыпать.
Это разнообразие, а в вакууме оно бессмысленно. Если вы попали в ловушку неуверенности, сомнений и нетерпимости, вы можете иметь всё разнообразие в мире. Но вы не свободны.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье Марка Мэнсона
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: