Эволюция убавила мужчинам «мужественности»
|
Обходя обезьян в эволюционной гонке, человек разумный утратил пенисовую кость, зато увеличил головной мозг. Неплохое приобретение или так себе?
У самцов, ответивших «так себе», и впрямь есть повод сетовать на эволюцию: она отобрала бакулюм, или пенисовую кость. Деталь, несомненно, полезная, коль есть у многих млекопитающих — к примеру, почти у всех приматов, включая наших ближайших родственников шимпанзе. Всем остальным мужчинам сообщим, что, по мнению Дэвида Кинглси и его коллег из Стэнфордского университета (Калифорния, США), утрата бакулюма, обеспечивающего самцам постоянную «боевую готовность», — вполне умеренная цена за возможность уйти далеко вперёд от этой самой родни.
Учёные, вообще говоря, изучали вовсе не сравнительную анатомию обезьян и человека; их задача была глубже и шире — определить, чем мы отличаемся от обезьян на молекулярно-генетическом уровне. При этом их подход не совпадал с обычным: они искали не то, что есть у человека и чего нет у обезьян, а наоборот: что есть у них и чего нет у нас. Таким образом, было найдено 510 последовательностей ДНК, которые присутствуют в геноме шимпанзе, но впоследствии утратились человеком. Почти все последовательности относятся к так называемым некодирующим областям генома. Такие области не несут в себе информацию о каком-то белке, но могут оказывать влияние на лежащие рядом с ними кодирующие («белковые») зоны ДНК. В результате может усиливаться или угнетаться производство белка с этих сопредельных зон.
Две из этих регуляторных последовательностей ДНК нашлись вблизи гена андрогенного рецептора и гена, ответственного за подавление опухолей. Когда ДНК-регуляторы вставили в геном лабораторных животных, оказалось, что первая последовательность-регулятор как раз стимулирует образование кости в пенисе, а ещё — рост усов. Не привычных «человеческих», а «кошачьих» (или «собачьих», кому как нравится) — чувствительных усиков, которые называются вибриссы.
Вторая ДНК-последовательность ещё более занимательна. Вкратце: её утрата позволила человеку нарастить мозг. Потому что ген, не дающий опухолям расти, и его регуляторная последовательность, которая есть у обезьян, помимо опухолей подавляет также рост нервных клеток в головном мозгу. Учитывая, что исследованы лишь 2 из 510 открывшихся последовательностей обезьяньей ДНК, нас может ждать множество молекулярно-эволюционных сюрпризов.
Международное научное сообщество единогласно славит американцев за идею искать у человека не то, что он приобрёл в эволюции, а то, что потерял. Это самое очевидное подтверждение гипотезы о том, что эволюция — не только накопление информации, но и периодический сброс ненужных, мешающих «данных»… Кстати, дорогие самцы, ответившие «так себе». Может, головной мозг и не равноценная замена «вечному пенису», но с усами на собственной морде даже вам, наверное, было бы трудно примириться.
|
Почитать ещё: