Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Древнее искусство рационального использования времени
Познавательное

Древнее искусство рационального использования времени

Админчег Muz4in.Net Тэги




Пишет автор блога raptitude.com

Я ничего не помню о 188-минутном фильме «Магнолия», кроме одной строчки. Умирающий мужчина, горько выражая свои сожаления, говорит медсестре: «Жизнь не короткая, она длинная. Длинная, чёрт возьми!»

Я хотел, чтобы это необычное мнение было правдой. Услышав эти слова, я понял, что не хочу досматривать фильм, поскольку это означало потратить какую-то часть своей жизни на него. Вместо этого я мог бы посадить дерево или позвонить маме. Но сделал ли я это? Нет.

Я не знаю, сколько мне осталось жить на этой земле, но в последнее время я стараюсь не тратить впустую ни минуты. Мне недавно исполнилось 40 лет, хотя нет – мне уже ближе к 41. Кроме того, я обнаружил источник моих пожизненных трудностей, связанных с выполнением повседневных дел, и теперь я учусь работать с ним. В-третьих, есть цель – прояснить влияние пандемии. Помимо непосредственной угрозы жизни, вирус подавлял наше привычное существование на протяжении долгого времени.

Учитывая эти события, я не могу найти лучшего применения своему времени, чем научиться качественно его использовать. Если бы существовала религия, посвящённая тому, как наилучшим образом использовать своё драгоценное время на этой Земле, я бы тут же стал её последователем.

В некотором роде я уже им являюсь. Моя увлечённость стоицизмом переросла в нечто большее. Акцент, который они делают на целенаправленном проживании каждого момента, имеет слишком много смысла, чтобы игнорировать его, учитывая мой темперамент и конкретный набор проблем. Куда бы я ни пошёл, афоризмы, принадлежащие мраморным бородатым бюстам, продолжают преследовать меня, как Скруджа его рождественские призраки.

Например, вот эти фразы Сенеки:

«Наша жизнь не короткая, это мы делаем её такой. У нас достаточно времени, но мы тратим его впустую».

«Люди бережно и трепетно относятся к своим личным вещам, но как только дело доходит до использования времени, они тратят его, не задумываясь, хотя в этом плане должны быть скупыми».

Обе они были взяты из труда Сенеки под названием «О кратковременности жизни». Последняя цитата заставила меня осознать, что я решил досмотреть «Магнолию» лишь потому, что заплатил за неё 4,99 доллара на Blockbuster. Если мне посчастливится стать умирающим стариком, я обязательно расскажу медсестре, как сильно я сожалею о том, что сделал именно такой выбор.

Большинство дней моей взрослой жизни характеризует всепроникающее разочарование, связанное с тем, как я распоряжаюсь своим временем, и безуспешными попытками научиться использовать его рационально. С тех пор как мне поставили диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», я стал гораздо лучше понимать, почему и куда девается моё время. Я даже начал испытывать сожаления о том, как я потратил время в тот или иной день, каждый раз, когда ложусь спать.

Теперь, когда я знаю, что это возможно, для меня нет ничего важнее, чем научиться делать так, чтобы дни проходили как можно более продуктивно.

Оказывается, навыки, которые я развиваю, чтобы проживать дни без сожалений, почти идеально согласуются со стоицизмом – осознанный подход к поставленной задаче, независимо от её привлекательности, прилежное следование ежедневной рутине, выполнение одного дела за раз и отказ от легкомысленных развлечений, таких как бессмысленная проверка телефона каждые несколько минут и неуместные внутренние монологи.

Таким образом, оптимальный способ использования времени может выглядеть следующим образом: в каждый момент будьте полностью честны с собой относительно того, что вы должны делать, и делайте это без амбивалентности или компромисса. Полностью сосредоточьте своё внимание, тело и сердце на поставленной задаче, не просите ни о чём другом, кроме возможности выполнить её. Проживайте каждый день настолько хорошо, насколько это возможно, и старайтесь сделать это лучше на следующий день.

В этом состоит суть стоической доктрины. Очевидная проблема в том, что звучит это очень сложно.

Нечего бояться, не в чём сомневаться

Вдохновившись идеями бородатых призраков, я решил попробовать прожить день, оставаясь всецело сосредоточенным на задачах, которые мне нужно было решить, независимо от того, насколько привлекательными они казались мне. Я относился к каждому движению как к работе, для выполнения которой меня послали на эту Землю. Марк Аврелий называл это «выполнением работы человеческого существа», говоря, что, если вы человеческое существо, глупо пытаться отказаться от своей природы, занимаясь чем-то другим.

День превратился в удивительно простую череду крошечных физических и умственных задач. Я ни о чём не беспокоился, кроме как о том, как грациозно перейти к следующему действию – достать чеснок из кладовки, заправить краской принтер, прочитать письмо и понять, что от меня хочет отправитель. Я серьёзно относился к этим крошечным задачам, помещая каждую из них в центр своего мира на несколько мгновений, чтобы завершить её, как будто это было единственное, что мне нужно было сделать, прежде чем я умру.

Я редко сомневался в том, что мне следует делать, и хотя я постоянно делал (иногда неприятные) вещи, в этом не было ничего утомительного или изнурительного. Всё это казалось целеустремлённым и удовлетворительным, даже когда мне пришлось доставать случайно выброшенные листья салата из мусорного ведра, развешивать кухонное полотенце, которое я только что использовал, и прочитать «Шаг 6» инструкции к моему будильнику.

В течение всего дня я испытывал желание прекратить или отложить выполнение работы человеческого существа. У меня часто возникала мысль немного развлечься, когда я решал задачи, или заняться тем, что имело меньше смысла, например, упорядочить рецепты после обеда вместо того, чтобы вымыть холодильник, как планировалось.

Но поскольку эти импульсы явно подрывали то, что так хорошо работало, было нетрудно отбросить их в сторону. Каждый раз, когда я это делал, это было приятно, а также правильно – как выключить радио, которое отвлекает вас от домашней работы.

Не было смысла пытаться установить баланс между моим желанием делать хорошие и полезные вещи и стремлением к комфорту и удовольствиям. Я позволяю хорошему и полезному всегда превосходить приятное и комфортное. Работа влекла за собой изрядное количество физического дискомфорта, но ощущалась гораздо более приятной в эмоциональном плане, чем попытка управлять двумя конкурирующими наборами ценностей.

И вот что интересно: удовольствие и комфорт всё равно возникали на постоянной основе. Я наслаждался ими, когда это происходило, без чувства компромисса или вины. Однако я ничего не делал только потому, что это было приятно или комфортно, и, по иронии судьбы, это делало мое существование гораздо более приятным и комфортным.

Лучше всего было то, что я совершенно не сожалел о том, как проводил своё время. Я использовал его, чтобы жить.

Бодибилдинг для воли

Я понятия не имею, привлекает ли что-то из вышеперечисленного кого-либо ещё, но нет ничего на этой Земле, чего я хотел бы больше, чем прожить остаток своих дней таким образом.

Я хочу посвятить себя практике стоической жизни так же, как некоторые люди посвящают себя бодибилдингу, шахматам или изучению Библии. Стоицизм соответствует моему темпераменту и ценностям, а также способствует развитию навыков осознанности. Кроме того, он предоставляет стратегии для решения моих самых больших проблем – отсутствие цели и склонность к отвлечению внимания.

В стоическую практику всё включено. Вы должны стремиться использовать её каждый момент дня, иначе вы вернётесь к прежней жизни. Однако, как отмечает профессор-стоик Уильям Б. Ирвин, если вы отнесётесь к стоицизму серьёзно, улучшения будут кардинальными и мгновенными, в отличие, скажем, от буддийской практики.

Серьёзное отношение к стоицизму включает в себя несколько различных элементов практики, и у меня есть план на этот счёт – в течение тридцати дней я собираюсь практиковать стоические принципы настолько серьёзно, насколько смогу, а это означает отказ от ряда привычных, ориентированных на удовольствие способов времяпрепровождения: просмотр фильмов и телепередач в одиночку, употребление еды и напитков, чтобы побаловать свои вкусовые рецепторы, а также использование электронных устройств ради развлечения.

Эти действия, по сути, являются компромиссом между временем и удовольствием, поэтому вместо них я собираюсь делать то, что конструктивно и полезно. В моём случае это чтение, написание статей, спорт, медитация, общение с людьми или изучение темы, в которой я хотел бы разобраться. В этих видах деятельности можно найти много удовольствия, но я выбираю их не ради этого – и я никогда не жалею о том, что потратил на них время.

Я продолжу проводить свободное время в компании других людей: прогулки, визиты, еда, настольные игры, спорт и даже просмотр фильмов. Я хочу, чтобы развлечения стали чем-то социальным, а не просто способом провести время с комфортом.

Если мне будет казаться, что что-то согласуется с работой человеческого существа, я буду это делать. Если это будет противоречить ей, я откажусь. И то, и другое поможет мне стать лучше.

Помимо того, что я хочу научиться использовать своё время более рациональным образом, мне интересно узнать, насколько я стал зависимым от развлечений. Этот эксперимент даже страшно проводить, и мне нужно выяснить, почему.

Удачи мне и вам, если вы тоже когда-нибудь решитесь на что-то подобное. Memento mori.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: