Балованные дети
|
Как же мне всё таки бомбит тема отголосков советского воспитания.
Сегодня, например, бомбануло слово «баловать».
…Может хряпнуть новопассита перед статьёй, или пол-таблеточки валиума…?
Это было лирическое отступление. Но, наверное, не повредит…
Суть такая. Если есть в лексиконе слово «баловать», оно обычно говорится в контексте «давать ребёнку хорошее и много», не лимитировать.
Причем, подразумевается примерно следующее: возможность играть, сколько хочет, много игрушек, покупка новых гаджетов и развлекательных штук, вкусная еда, сон до обеда, безлимит на сладости, аттракционы, паровозик в ТРЦ…
То есть — «балованный» ребенок имеет право на игру, на вкусное, на хорошие игрушки, на новинки техники, и т.д.
В моей картине мира, если «баловать» — это что-то, свыше нормы, то норма — это унылое, строгое следование каким-то ограничениям.
Мне это было понятно в дефицитном прошлом, где действительно можно было приурочивать вкусное к случаю, а подарки — к празднику. В том прошлом родился термин «повод отпраздновать». То есть, позволить себе лучшее, и большее, чем в повседневности.
А сейчас — чего?
Вообще, если мы стремимся жить хорошо, уместно ли слово «баловать», относительно всяческих удовольствий?
Это всё — или дело привычки, «нас так воспитывали», или страшно потерять свой авторитет.
Понятия не имею почему, но многие родители считают, что если ребёнку давать чуть больше, чем они привыкли (не прыгая выше головы, а по возможности), то ребёнок «сядет на шею и свесит ножки».
Мне кажется, люди путают иерархию и границы в семье с какими-то радостями, которые почему-то нужно ограничить.
Родительский авторитет — путают с идеей «заслужи себе хорошее». Родитель как бы просит ребёнка соответствовать своим ожиданиям за какой-то поток любви. «Будешь хорошо учиться — получишь в подарок планшет», «уберёшь в квартире — дам сладкое», а упрощая — «будешь хорошим — буду любить», — так это считывает ребёнок. Хотя на самом деле, это лучшее побуждение — родитель думает, что это модель взрослой жизни, и дитё учится «зарабатывать», а не чтобы ему падало с неба.
Страшно это — просто отдавать любовь. И не было опыта её получать — дефицит сказался, и не только дефицит игрушек, но и времени — которое можно подарить ребёнку. Так появилось это отвратительное (ой, глаз начал дёргаться, всё таки стоило подождать, пока валиум подействует..) — «хорошего понемножку». Но почему? Почему понемножку — по сей день!?
Раньше было так — если позволяешь себе много, значит теряешь некоторую адаптивность, становишься «неженкой», и родители старались как бы готовить потомство к грядущим трудностям.
Я верю в то, что к чему готовишь — такую среду ребёнок и найдет.
Шутки про «еврейских мамочек» в СССР — что обычная мамочка своим детям — подзатыльники, а еврейская мамочка говорит, что сын — самый лучший, и «вот тебе, сыночек, еще бутербродик с колбаской». Что самое интересное — эти дети куда-то потом таки эмигрировали, и там так и не столкнулись с трудностями, к которым так любезно готовили их ровесников.
Поколение недолюбленных поневоле — боятся выражать нежность к ребёнку, опасаясь, что он потом «выйдет в суровый мир, и там его никто не будет баловать».
Заблуждение же!
Есть понятие «уровень нормы». Ребёнок впитывает его с поступками родителей. Если родители подают, как норму, что «всё нужно заслужить» — это программа. Сражаться с миром, покорять, завоёвывать, заслуживать. Вся жизнь — в гонке.
Если программа — «всё хорошее — на праздник», «для вкусного — повод», то ребенок будет есть из страшненьких тарелок своей прабабушки, которая получила их по талонам, а сервиз, подаренный на свадьбу, по советским традициям так и умрёт в серванте. Красивые вещи — «до лучших времён», право купить какой-нибудь хамон — только на праздник. Не потому что дорогой, а потому что «вдруг мы привыкнем к хорошему, а оно кончится».
Ну кончится — и фиг с ним, зато классно, что это вообще было.
Всё равно никто не застрахован от войны и потерь.
Если сейчас себя любить не каждый день, а только по праздникам — «баловать», то ради чего прожита эта жизнь? И ради чего она такая — детям?
Когда ж ещё они получат столько всего просто так, потому что они — есть? И от кого? Только от родителей в детстве.
Если ребёнок привыкнет, что у него — всё есть, и он на всё имеет право, и что он вообще заслуживает хорошее — каждый день, и что удовольствие — это норма, а не исключение, я уверенна, когда подрастёт, он найдет способ организовать пространство по этому принципу.
Когда на тот же грядущий пресловутый новогодний стол можно будет сделать два любимых блюда, вместо десятка майонезных салатов, только по одной причине. Праздник — это всего лишь день, а повод для удовольствия — сама жизнь. И оливье с шубой можно не подгадывать под «час-икс», а сделать хоть посредине марта.
Что-то про чувствительность к себе.
А «баловать» — про дрессировку.
…Зачем?
Пойду, что ли, сыну что-нибудь испеку…
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: