10 ловких мистификаций, которые обманули даже экспертов
|
К счастью, большинство мистификаций не являются достаточно искусными, чтобы обмануть экспертов. Учёные и историки обычно в состоянии довольно быстро обнаруживать фальсификации, подлоги и шутки. Однако некоторые мистификации всё же бывали настолько хорошими, что они могли вводить в заблуждение экспертов и большую часть мира на протяжении многих десятилетий.
1. Японские палеолитические «находки»
Японский археолог-любитель Синъити Фудзимура обладал уникальной способностью находить древние артефакты. Его наделяли сверхъестественными способностями и давали ему прозвище «Божественные Руки». В течение 20 лет его открытия проливали свет на японскую первобытную историю.
Этот археолог-самоучка провёл свыше 150 археологических раскопок в Японии. Фудзимура обнаружил останки жилищ, искусно выполненные каменные орудия труда и клад цветных камней, которым было 700 тысяч лет. Его находки свидетельствовали о том, что на территории Японии жил первобытный человек, который был намного совершеннее всех известных видов человека. Находки Фудзимуры буквально переписывали историю человеческой эволюции.
Любая критика в адрес находок Фудзимуры замалчивалась и игнорировалась. Один репортёр услышал о сомнениях в находках Фудзимуры и тайно заснял, как тот закапывал орудия труда на месте раскопок и утрамбовывал землю ногами. Когда Фудзимуре показали эту видеозапись, он признался в фальсификации двух находок. Когда специалисты начали пересматривать все его крупные открытия, Фудзимура признался в том, что он сфальсифицировал все находки в 2000 году.
2. Венера с грядки с репой
В 1937 году французский фермер работал на своём поле, когда он чуть не сломал своей плуг о кусок камня. Фермер начал копать и обнаружил красивую мраморную статую. Он сообщил властям о своей находке, и на его ферму съехались толпы людей.
Французский министр культуры услышал о находке фермера и создал комиссию для её изучения. Эта комиссия определила, что статуя была подлинным неоаттическим артефактом — римской скульптурой, созданной в период между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э. Статуя была признана древним произведением искусства, а французское правительство объявило её национальным достоянием.
А два года спустя местный художник, Франческо Кремонезе, заявил, что это он создал и закопал эту статую. Кремонезе считал свои работы не хуже тех, что выставляли в музеях, и его раздражало то, что на его произведения обращают мало внимания.
Почти все засомневались в заявлении Кремонезе. Тогда он пригласил всех, кто ему не верил, в свою мастерскую, где он им показал куски, которые он отбил от статуи перед тем, как её закопать. Специалисты сравнили эти куски с повреждёнными частями статуи, и они казались совершенно идентичными.
3. Описание Британии
В 1747 году учитель английского языка Чарльз Бертрам в письме известному английскому антиквару Уильяму Стьюкли рассказал о «любопытной рукописной истории римской Британии, написанной неким Ричардом Вестминстером», которую он якобы нашёл в доме своего друга.
Стьюкли попросил выслать копию этого документа, и он произвёл на него огромное впечатление. Автор манускрипта имел доступ к нескольким потерянным источникам и обладал достаточными географическим познаниями, чтобы составить обширную карту Британских островов периода Римской империи. Антиквары и историки были в восторге от опубликованной Бертрамом книги, «Описание Британии», которая содержала новую информацию о римской Британии, в том числе целой новой провинции, множество новых географических названий, а также подробные сведения о раннехристианских мучениках в Англии.
Эта книга считалась подлинным документом и одним из главных источников информации по римской Британии на протяжении следующих 100 лет. И лишь в середине XIX века историки обратили внимание на то, что книга была написана на плохой латыни и содержала ссылку на современный источник. Автором этой книги считается Бертрам, хотя никто не знает, зачем он сфальсифицировал историю Англии.
4. Калаверасский череп
25 февраля 1866 года в Калаверасе (штат Калифорния, США) один шахтёр обнаружил человеческий череп на глубине 40 метров под землёй. Он был покрыт вулканическими отложениями возрастом несколько миллионов лет, а это означало, что череп принадлежал самому древнему известному человеку на территории Северной Америки.
Главный геолог Калифорнии, Джозайи Уитни, признал эту находку подлинной. Уитни заявил, что черепу от 5 до 25 миллионов лет и что он доказывает сосуществование людей, мастодонтов и слонов в Северной Америке.
Однако некоторые учёные подвергали сомнению возраст черепа. Это был полностью сформированный современный череп, на котором не было никаких признаков эволюции. Если бы этот череп действительно был таким древним, он мог бы опровергнуть эволюционную теорию происхождения человека.
Шахтёр вскоре признался, что он украл череп с места захоронения североамериканских индейцев и спрятал его в шахте ради шутки. Тем не менее, некоторые продолжали верить в подлинность черепа. Однако позднее в результате радиоуглеродного анализа выяснилось, что черепу всего 1000 лет.
5. Валам Олум
В 1836 году Константин Самюэль Рафинеск опубликовал «Валам Олум» (или «Красную зарубку»), летопись североамериканского племени ленапе. Книга начинается с мифа о творении и рассказывает о том, как ленапе пришли в Новый Свет, преодолели сопротивление строителей курганов Среднего Запада и продолжили движение на восток. Книга заканчивается прибытием первых белых людей на кораблях.
Рафинеск утверждал, что его источником был ряд деревянных дощечек с символами ленапе. По его словам, эти дощечки ему отдал один врач, который, в свою очередь, получил их от ленапе, который был его пациентом. Но, к сожалению, Рафинеск потерял дощечки после того, как он перевёл вырезанные на них символы, так что нет никаких доказательств того, что они вообще существовали.
Историки, антропологи и археологи считали эту книгу достоверной историей ленапе на протяжении многих лет. Однако в ХХ веке некоторые начали сомневаться в её подлинности. Один учёный, Дэвид Острейхер, решил заняться этим вопросом. Сначала он опросил пожилых ленапе, которые сказали ему, что они сами только недавно узнали об этой книге от антропологов и археологов.
Потом Острейхер рассмотрел саму рукопись. Он обнаружил, что Рафинеск неоднократно вычёркивал слова языка ленапе, заменяя их словами, которые лучше подходили для его английского «перевода», что доказывало, что Рафинеск сначала написал «Валам Олум» на английском, а потом перевёл его на язык ленапе.
6. Скульптуры Модильяни
В 1909 году Амедео Модильяни покинул свой родной город Ливорно после того, как он получил негативные оценки от критиков. По легенде, перед отъездом Модильяни бросил несколько скульптур в канал после того, как его друзья посмеялись над его работой.
В 1984 году была организована выставка работ Модильяни в честь столетия со дня его рождения. Организатор этого мероприятия и городской совет решили профинансировать поиск пропавших скульптур. После 8 дней раскопок на дне канала был обнаружен бюст. Через несколько часов нашли ещё две скульптуры. Все три находки были выполнены в стиле Модильяни. Несколько историков и специалистов по истории искусства признали скульптуры подлинными. Лишь один искусствовед заявил, что скульптуры были такими плохими, что, даже если бы они и были подлинными, то Модильяни правильно сделал, что выбросил их.
Однако потом три студента признались в том, что они сделали один из бюстов ради шутки. Местный скульптор признался в создании двух остальных скульптур. Он хотел посмеяться над критиками.
7. Медная пластинка Дрейка
По легенде, Фрэнсис Дрейк установил столб с медной пластинкой после высадки в Калифорнии в 1579 году. В начале 30-х годов Герберт Болтон, видный профессор по истории Калифорнии, очень хотел её найти. Он побуждал своих студентов искать эту пластинку, но никто не мог её найти.
Четыре друга Болтона и его коллеги-историки решили над ним подшутить. Основываясь на подробном описании путешествия Дрейка, они создали похожую медную пластинку и спрятали её возле предполагаемого места высадки Дрейка.
Один человек нашёл пластинку, положил её себе в машину, а потом выбросил на обочине дороги. Три года спустя пластинку снова нашли и принесли Болтону. Болтон безоговорочно поверил в подлинность пластинки и представил её Калифорнийскому историческому обществу. Члены общества были в восторге от находки и купили её за 3500 долларов для университетской библиотеки.
Пластинка стала ценным музейным экспонатом. Она выставлялась в Смитсоновском институте и во всём мире, её репродукции получили Леди Бёрд Джонсон и королева Елизавета II, и она даже упоминалась в учебниках.
Эта мистификация длилась больше 40 лет. В 1977 году учёные определили, что пластинка была современным изделием, после того, как они подвергли её соответствующим физическим и химическим исследованиям.
8. Этрусские терракотовые воины
Джон Маршалл был английским археологом, который покупал артефакты для Метрополитен-музея в Нью-Йорке, и он купил для музея три терракотовых статуи в период между 1915 и 1921 годами. Считалось, что эти статуи были созданы этрусками в V веке до нашей эры.
Музей нанял ведущего американского специалиста по керамике для подтверждения подлинности скульптур. Ни он, ни музейные хранители отдела классического искусства не обнаружили в них никаких изъянов. В результате они были приняты как подлинные произведения искусства. В 1933 году эти терракотовые статуи, которые описывались как впечатляющие образцы этрусского искусства, выставили на всеобщее обозрение.
В то же время некоторые учёные высказывали сомнения по поводу подлинности статуй. Ходили даже слухи о том, что статуи являются подделками. Но музей не обращал внимания на слухи.
Однако в 1960 году музей больше не мог игнорировать сомнения в подлинности скульптур. В конечном счёте, был проведён химический анализ статуй, и в результате выяснилось, что они содержали магний, который этруски никогда не использовали. Статуи были официально признаны подделками в следующем году, когда Альфредо Фиораванти признался в том, что он помогал создавать статуи. Он оставил себе на память левый большой палец одной статуи.
9. Лимонница Чарлтона
В 1702 году коллекционер бабочек Уильям Чарлтон отправил образец одной бабочки Джеймсу Петиверу, который был уважаемым энтомологом. Петивер пришёл в восторг от этой бабочки, так как он раньше не видел ничего подобного. Он написал, что если бы не некоторые детали, он бы принял её за обычную английскую лимонницу.
В 1763 году эту бабочку рассмотрел натуралист Карл Линней и объявил её новым видом. Он назвал её Papilio ecclipsis и включил в 12-е издание Centuria Insectorum («Сто насекомых»).
Однако через 30 лет другой энтомолог Джон Кристиан Фабрициус рассмотрел бабочку и признал её подделкой. Чёрные пятна были нарисованы на крыльях, и это действительно была простая лимонница.
Когда хранитель отдела национальных редкостей Британского музея, в котором хранилась эта бабочка, узнал правду, он «в негодовании растоптал этот образец».
10. Пилтдаунский человек
В 1912 году Чарльз Доусон, «охотник» за ископаемыми останками, написал письмо Артуру Вудварду, хранителю отдела геологии Британского музея. В письме Доусон сообщил, что он обнаружил человеческий череп, который может «соперничать» с немецкой ископаемой челюстью, принадлежавшей Гейдельбергскому человеку.
Доусон и Вудвард провели раскопки в месте обнаружения черепа. Они обнаружили несколько фрагментов черепа, который был похож на человеческий, нижнюю челюсть, которая была похожа на обезьянью, несколько стёртых коренных зубов, каменные орудия труда и окаменелые останки животных. Этим останкам было около 500000 лет.
Доусон и Вудвард представили свои находки лондонскому Геологическому обществу. Они утверждали, что они обнаружили «недостающее звено» между обезьяной и человеком, и назвали свою находку Eoanthropus dawsoni (Человек рассвета Доусона), или Пилтдаунским человеком.
Британское сообщество эволюционных исследований с энтузиазмом отнеслось к этому открытию, так как оно делало Объединённое королевство важным местом в человеческой эволюции. Пилтдаунский человек был провозглашён важным недостающим звеном в эволюции человека.
В течение следующих нескольких десятилетий находили всё больше и больше окаменелых человеческих останков, и Пилтдаунский человек потерял своё значение в качестве единственного недостающего звена. А в 1953 году учёные применили новый метод датировки, который показал, что кости Пилтдаунского человека имели разный возраст и что ни одна из них не была старше 720 лет. Дополнительные исследования показали, что эти кости были набором тщательно вырезанных и окрашенных костей человека и обезьяны.
В 2016 году исследователи снова изучили Пилтдаунского человека. Они считают, что эту подделку создал один человек, скорее всего, Чарльз Доусон. Было известно, что Доусон занимался изготовлением подделок в мелких масштабах и что он изо всех сил добивался признания в британском научном мире. Он мечтал о том, чтобы быть избранным членом Королевского общества, но его туда не принимали, пока он не «нашёл» Пилтдаунского человека.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - перевёл Сергей Мальцев по статье listverse.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: